Ж/д инфраструктура испытывает напряжение. Ограничения также связаны с геополитическими вызовами. Об этом говорили на аграрной конференции "Где маржа – 2025". Тем не менее вопрос актуален для всех видов грузов.
На аграрном рынке сегодня работают в основном крупные известные компании, топ-3 которых забирают на себя около 70% всей агрологистики, соответственно, имеются устоявшиеся направления.
"Аграрную логистику формирует не железная дорога, но ее задача, чтобы устойчивые направления были обеспечены инфраструктурой. Здесь, к сожалению, есть проблемы, связанные с развитием самой инфраструктуры" – высказался президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Восточное направление
В числе сложных направлений – Восточный полигон. В настоящее время реализуется второй этап модернизации, третий этап пока отложен. БАМ и Транссиб первоначально развивались в другом направлении – предполагалось, что формировать грузовую базу будут предприятия, находящиеся в зоне полигона. Сейчас же Восточный полигон на 60% используется в режиме транзита.
Северо-Запад
Северо-Западный бассейн, до недавних пор взявший на себя большой объем грузопотока, рискует его потерять: снова приобрел популярность вопрос о "закрытии" Финского залива.
"Создаются ожидания, что в какой-то момент мы [грузоперевозчики] можем потерять Северо-Запад, как в 2022 году, когда было критическое падение грузопотока. Если будут поползновения со стороны Эстонии и Финляндии, для транспорта этот путь может оказаться сложной артерией. И надо иметь в виду, что до конца 2025 ситуация может развиваться сильно негативно, и Северо-Западный бассейн окажется под угрозой в части освоения грузопотока", – добавил П. Иванкин.
Южное направление
Азово-Черноморский бассейн для агрологистики является ключевым направлением. Именно через южные порты идет наибольший поток аграрных грузов.
"Программа по развитию подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, которая была завершена несколько лет назад, не показала той эффективности, на которую был расчет", – отметил эксперт.
К этому привел ряд факторов. Во-первых, строительство Крымского моста: появилась дополнительная нагрузка на Северо-Кавказскую железную дорогу (СКЖД) в части транзита грузопотоков, идущих в Крым. Кроме грузовых поездов по мосту осуществляется также пассажирское движение, а каждый пассажирский поезд "снимает" до двух грузовых. Во-вторых, Северо-Кавказское направление остается сложным за счет рельефа местности. Если на Восточном полигоне возможен проход сдвоенных тяжеловесных поездов, то по СКЖД такая возможность отсутствует. В-третьих, закрытие аэропортов в 2022 году привело к тому, что на ж/д вынуждены были увеличить количество пассажирских поездов, что, следовательно, также ограничило мощность и доступность инфраструктуры для грузового транспорта. В-четвертых, на СКЖД лежат и другие задачи, не связанные непосредственно с обеспечением интересов грузовладельцев и пассажиров, что также забирает определенную емкость инфраструктуры.
"Если о проблемах Восточного полигона известно, поскольку угольщики торпедируют эту тему и поднимают ее на всех совещаниях правительства, то проблемы СКЖД несколько "заретушированы", но все, кто связан с агрологистикой, прекрасно понимают, с какими сложностями грузоперевозки сталкиваются в пределах Азово-Черноморского бассейна", – подчеркнул П. Иванкин.
Север – Юг
Часть грузов, которая сегодня не может заехать на СКЖД, может довозиться до Средней Волги, перегружаться на суда класса "река-море" и доставляться до Каспия или Азовского моря с дальнейшей перегрузкой на флот большей емкости.
"На первый взгляд, сложная задача, но в условиях жесткого геополитического давления это одна из вполне возможных альтернатив, которая позволит реализовывать логистическое сопровождение аграрных сделок. Аграрные сделки сегодня находятся за периметром санкционного давления, но ситуация ухудшается (речь о санкционных пакетах. – Прим. ред.) и надо прорабатывать альтернативные варианты. Полагаю, большинство логистов уже об этом думают, и аграриям тоже надо задуматься. Естественное, изменение путей повлияет и на стоимость. Логистика в условиях внешнего санкционного давления будет неизбежно расти", – подчеркивает П. Иванкин.
МТК Север – Юг, о котором так часто говорят в последнее время как о реальной альтернативе прочим путям перевозки грузов, также становится зависимым от геополитики в негативном ключе. Западная ветка через Азербайджан в Иран сталкивается с ограничениями.
"Восточная ветка, на которой активно работает несколько отечественных контейнерных операторов, сталкивается с трудностями: Казахстан тоже постепенно становится красной точкой. И, скорее всего, у нас останется только центральное направление через Каспий, потому что Иран пока с нами сотрудничает. Ключевое слово – "пока". В любом случае, если мы говорим о том, что коридор продолжит развиваться, ветка через Каспийское море становится основной. Но здесь также появляются вопросы недостаточности инфраструктуры, а еще – наличия флота", – заметил эксперт.
Северное направление
Путь к Северному морскому пути, пожалуй, самый свободный от экономического давления ж/д полигон, но пока он носит статус резервного. По словам П. Иванкина, на 2025-2026 год рассматривать этот путь как реальную альтернативу для перевозки аграрных грузов сложно, хотя не отрицает, что проработка этого направления необходима.
"Мурманский транспортный узел активно развивается. В частности, появился порт Лавна, государство аккуратно подталкивает нас к тому, что, если с Северо-Западным бассейном что-то произойдет – есть мурманский узел. Да, он развивается быстрыми темпами, но здесь также нужно развивать ж/д инфраструктуру. Например, чтобы обеспечить выход из Санкт-Петербурга на Мурманск, и чтобы в критический момент мы могли использовать порты Лавна и Мурманск в полной мере, надо уложить 250-300 км вторых путей. Сегодня, как и на Восточном полигоне, ж/д инфраструктура в этом направлении отстает от возможностей, которые предоставляют моряки".
В числе ограничивающих факторов для развития – сам Северный морской путь, который пока не является круглогодичным коридором и не может похвастаться популярностью и широкой грузовой базой.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 21.07.2025 |