По итогам 2024 года спад объемов погрузки коснулся многих якорных для РЖД номенклатур. В "списке отстающих" оказались черные металлы, лес, промсырье и зерно. Погрузка последнего на сеть РЖД по итогам 2024 года составила 31,2 млн т, что на 4,6% меньше, чем в 2023 году.
Трудности сбора Можно назвать всего две номенклатуры, которые за последние 12 лет демонстрировали устойчивый прирост в погрузке на РЖД, – это минудобрения и зерно.
"Зерно традиционно лидировало последние годы в темпах прироста. 2024 год – переломный момент. Первую половину года открыли положительные значения, вторая половина года – отрицательные. Но здесь по большей части повлияла конъюнктура и грузовая база сельхозпроизводителей", – отметил заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук.
Урожай зерна в России снижается третий год подряд, передает "Агроинвестор". Чиновники объясняют это негативными погодными условиями, однако некоторые эксперты утверждают, что потери могли бы быть значительно меньше – даже с учетом заморозков и засухи, если бы не сокращение технологичности посевов, а именно падение уровня технологичности растениеводства. Сельхозпроизводители не имеют достаточно средств, чтобы покупать дорогие СЗР, современные агромашины и другие составляющие в необходимых для работы объемах. По прогнозам, которые в середине года озвучивали высокие чины, урожай зерновых в 2024 году ожидался не меньше 130 млн т. Отраслевые эксперты же делали ставку на 123-125 млн т. По предварительным данным Росстата на декабрь, сбор составил 124,96 млн т (в 2023 году – 144,9 млн т, в рекордном 2022-м – 157,6 млн т).
Разумеется, это повлияло и на объемы перевозок по итогам года. С учетом особенностей работы сети наблюдался повышенный спрос на вагоны-зерновозы, а в периоды уборки урожая и активных экспортных отгрузок (лето-осень) дефицит вагонов стал особенно ощутимым в южных регионах (Краснодарский край, Ростовская область), откуда идет основной экспорт через порты Черного и Азовского морей. 2024-й для зерновой отрасли стал годом адаптации и развития новых логистических решений. Переориентация потоков, контейнеризация и инфраструктурные изменения сыграли ключевую роль в сохранении позиций России на мировом зерновом рынке. Если говорить про экспорт, то стоит отметить, что зерно вошло в топ-4 номенклатуры грузов, перевозимых по РЖД контейнерами. "Перевозки зерна в контейнерах продолжили уверенный рост. Это связано с расширением экспортных поставок, диверсификацией направлений и использованием мультимодальных решений. Рост перевозок связан также с улучшением урожайности в ряде регионов и увеличением доли высококачественного зерна, востребованного на внешних рынках. Увеличение доли зерна, перевозимого в контейнерах, также связано с ростом спроса на гибкие логистические решения и возможностью прямой доставки грузов в небольшие порты или пункты назначения. Контейнеризация помогает снижать потери зерна и улучшать качество хранения в процессе транспортировки", – подчеркнул советник ген директора ЮКЖД по стратегическому развитию Алексей Лерон.
Кроме прочего, в этом году продолжилось усиление поставок зерна в Азию, включая Китай, где спрос на российскую агропродукцию увеличился исходя из конкурентных цен и высокого качества. Также развивались маршруты в страны Ближнего Востока и Северной Африки, что стало возможным благодаря снижению логистических издержек и модернизации портовой инфраструктуры. В качестве перспективных направлений рассматриваются страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии, где также растет спрос на российское зерно.
Традиционные направления, такие как Европа, существенно сократили объемы из-за санкционных ограничений.
В числе трендов и вызовов 2025 года можно отметить увеличение конкуренции на глобальном зерновом рынке и усиление давления на цены.
Сдерживающими факторами роста транспортировки зерна являются, кроме прочего, высокие транспортные тарифы, сложности с доступностью вагонов-зерновозов, что ограничивает возможности наращивания объемов, а также сложности с логистикой в высоконагруженных коридорах (в частности, на юге и востоке страны). "Прогнозы перевозки зерна по РЖД в 2025 году зависят от ряда факторов, включая состояние урожая, внешние рыночные условия, развитие инфраструктуры и политическую обстановку. Ожидается, что объемы перевозок зерна по РЖД вырастут на 5-10% в сравнении с 2024 годом благодаря увеличению экспорта и внутреннего спроса", – добавил А. Лерон.
Структурные изменения по видам зерна Пшеница осталась ведущим зерновым грузом, обеспечив около 65-70% общего объема перевозок по сети РЖД. Спрос был обусловлен высокими экспортными контрактами, особенно с Ближним Востоком, Китаем и Африкой.
Перевозки кукурузы выросли примерно на 8-10% благодаря расширению рынков сбыта в Азии и на Ближнем Востоке. Объемы перевозок ячменя увеличились на 3-5%, главным образом за счет экспорта в Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива. Перевозки соевых и бобовых культур значительно выросли, прирост составил 15-18%, что связано с активным спросом на внутреннем рынке и поставками в Китай.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 27.01.2025 |