Транспортный каркас стран БРИКС имеет хорошие перспективы для развития. Об этом заявил "Гудку" замминистра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков, комментируя итоги прошедшего 6-7 июля в Рио-де-Жанейро XVII саммита организации.
БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ РАСШИРЕНИЕ
В 2025 году десятым полноправным членом БРИКС стала Индонезия. Еще 10 стран – Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Куба, Малайзия, Таиланд, Уганда, Боливия, Нигерия и Вьетнам – имеют статус государств-партнеров, который был учрежден на саммите в Казани в октябре 2024 года.
С присоединением к БРИКС новых членов появились дополнительные возможности в плане логистики и обработки грузов, отметил замглавы МИДа Сергей Рябков.
СТРАХОВАНИЕ ВО ГЛАВЕ УГЛА
Он перечислил ряд вопросов, "требующих первостепенного внимания и первоочередного решения". К таковым, в частности, относится проблема обратной загрузки. Она возникает на торговых маршрутах, участники которых имеют дисбаланс во внешней торговле по объемам и по номенклатуре.
Особо Сергей Рябков подчеркнул проблему страхования и перестрахования грузов. "Не может транспортный каркас функционировать эффективно, если мы вынуждены страховать перевозку грузов по ставкам, иной раз многократно превышающим стандартные ставки по страхованию фрахта, которые предлагаются участникам рынка, не находящимся под санкциями", – подчеркнул замминистра.
Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что странам БРИКС необходимо создавать страховые компании для достойной конкуренции с Западом. По его словам, эта необходимость находит понимание в странах – членах объединения.
По словам Сергея Рябкова, финансовый аспект находится на переднем плане и обсуждается в рамках министерских встреч по линии транспортных ведомств. Замглавы МИДа выразил уверенность, что Бразилия, которая сейчас председательствует в БРИКС и заинтересована в максимально бесшовной и эффективной транспортировке экспортных и импортных грузов, уделит этим вопросам первостепенное внимание. Того же он ожидает и от Индии, которая займет председательское кресло в БРИКС в 2026 году.
КОРОЧЕ ШАГ
Расширение БРИКС открывает новые перспективы для транспортного каркаса объединения, сокращая шаг между основными опорными точками логистической сети входящих в него стран, говорит директор Центра междисциплинарных исследований Института государственного и муниципального управления, эксперт группы Делового совета БРИКС по транспорту и инфраструктуре Марат Зембатов.
Новый импульс получают и существующие транспортные коридоры – за счет формируемых новыми странами транзитных и перевалочных возможностей. У МТК Север – Юг могут появиться новые инфраструктурные элементы в виде мультимодальных хабов на территории ОАЭ. А уже используемые Россией морские пути в Юго-Восточной Азии будут развиваться за счет инфраструктурных возможностей портов Индонезии.
В то же время санкции и искаженные ставки на рынке страхования создают ограничения, которые затрудняют эффективную работу транспортного каркаса, подчеркивает Марат Зембатов. Эти ограничения считаются достаточно критичными, поскольку страхование – ключевой элемент в обеспечении безопасности и финансовой устойчивости перевозок.
Поскольку ситуация осложнена геополитическими факторами и давлением со стороны Запада, о снятии ограничений говорить рано. А для нормализации страхового рынка в рамках БРИКС требуется время и политическая воля всех участников, отметил эксперт.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
15.07.2025 |