Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила в Минтранс РФ письмо с критикой проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ". Копия обращения есть в распоряжении "Морских вестей России".
Согласно пояснительной записке к законопроекту, действующая нормативно-правовая база на законодательном уровне якобы не содержит норм, позволяющих заключать договоры между перевозчиками и грузоотправителями на принципах "вези или плати", а также "четкие положения об ответственности сторон".
Принятие же документа "создаст условия для развития института перевозок грузов на принципах "плати или вези" и повышения культуры планирования перевозок грузов, что позволит осуществить равномерную загрузку инфраструктуры, а также гарантировать загрузку перспективных перевозочных мощностей".
Ассоциация полагает, что в пояснительной записке содержится недостоверная информация и декларируется ложная цель принятия законопроекта.
Действующее законодательство, включая ст. 794 Гражданского кодекса РФ и ст. 94 Устава железнодорожного транспорта, уже предусматривает ответственность грузоотправителей за непредъявление груза и позволяет сторонам устанавливать дополнительную ответственность по соглашению.
Статьями 329 и 330 ГК РФ штраф (неустойка) относится к способам обеспечения исполнения обязательств, а установление неустойки (штрафа) является формой ответственности за неисполнение обязательства (ст.394 ГК РФ и Глава 25 ГК РФ).
По мнению Ассоциации, действующее законодательство в полной мере регулирует отношения сторон договора перевозки и позволяет им установить дополнительные меры ответственности грузоотправителя за предъявление груза к перевозке. Поэтому новый механизм является избыточным.
В законопроекте не предусмотрена ответственность перевозчика (ОАО "РЖД") за невывоз грузов. При этом невыполнение условий "вези или плати" часто вызвано с ограничениями пропускной способности железнодорожной инфраструктуры,
"Законопроект требует доработки в части установления оснований, исключающих возникновение ответственности грузоотправителя и введение ответственности перевозчика, в том числе включения обязанности оплатить суммы убытков за невывоз", - отмечается в письме.
Портовики, отмечают, что принятие законопроекта в текущем виде будет входить в противоречие с положениями законодательства о защите конкуренции и подпункта "б" пункта 4 Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре ж/д транспорта. В частности, грузоотправители, заключившие договоры на условиях "вези или плати" получат преференции на вывоз, в то время как количество согласованных заявок по обычным формам может сократиться.
"Более того, перевозчик может понуждать грузоотправителей заключать договоры перевозки с таким условием под угрозой непредоставления доступа к инфраструктуре", - отмечают портовики.
Помимо прочего, документ предусматривает, что президент и правительство РФ смогут определять виды грузов, направления перевозок и порядок доступа грузоотправителей к услуге по их перевозке на условиях договоров. Однако данное полномочие по установлению требований к содержанию существенных условий договора является неопределенным, а делегирование таковых не допускается согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 06.04.2004 № 7-П.
"На основании вышеизложенного, Ассоциация полагает, что законопроект не проработан, проектируемые нормы противоречат действующему законодательству и нормативной правовой базе РФ, содержат избыточные и дублирующие положения и создают необоснованные ограничения для хозяйствующих субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности, в связи с чем он не может быть поддержан в представленной редакции", - говорится в письме АСОП.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Морские вести России | 05.11.2025 |