Одним из вариантов оценки состояния рынка является индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Это показатель, который используется для оценки конкуренции в определенных отраслях или секторах экономики. Применить его можно и для оценки состояния различных сегментов рынка грузовых вагонов. С такой меркой к ним на конференции "Операторский бизнес: экономика, качество, технологии", организатором которой выступил журнал "РЖД-Партнер", подошел руководитель Информационного центра операторов Николай Михайлов.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет сумму квадратов долей рынка всех продавцов. В случае монополии он равен 10000, в состоянии близком к совершенной конкуренции – стремится к нулю. В соответствии со значениями, которые принимает HHI, рынки принято классифицировать так: от 2000 до 10 000 - концентрация высокая, от 1000 до 2000 – средняя, меньше 1000 – низкая.
Полувагон
Сегмент полувагонов всегда был высококонкурентным. Росло количество вагонов, количество операторов. HHI показывал тренд на снижение концентрации.
Если смотреть, как этот индекс менялся в течение последних десяти лет, то можно заметить, что сегмент прошел через два периода повышения уровня концентрации. Там в нем отражались шоковые периоды: 2015-2016 годы, что эксперт связывает с действием запрета на эксплуатацию продленных вагонов, и кризисный период 2020 года. Текущий период также отмечен повышением уровня концентрации.
"Уровень концентрации в 2025 году начинает немного возрастать, но не резко, как было до этого. Это связано с общим снижением темпов развития экономики, нестабильностью, которая не дает делать хорошие прогнозы - достаточные для инвестиций, и избыток или профицит подвижного состава, который сейчас существует, что делает все сделки на рынке достаточно рискованными. Уровень концентрации растет, но не так ярко, как это было в предыдущие шоковые периоды", - прокомментировал Н. Михайлов.
Нефтебензиновые цистерны
Здесь динамика объема перевозок и количества вагонов постепенно сокращается, как и количество операторов на рынке, говорит эксперт. В первую очередь уходят мелкие компании, крупные сохраняются на рынке. Эта структурная тенденция отражалась в последнее десятилетие на индексе концентрации – он большую часть времени рос. Присутствует также реакция на шоковые явления, несмотря на разницу в тенденциях с теми же полувагонами: рост сменялся снижением, но временным.
"Сейчас, начиная с 2022 года, тренд сломался, концентрация затормозилась и последний год даже начала снижаться", - говорит эксперт.
Фитинговые платформы
У этого сегмента до последнего времени наблюдался стабильный рост в объемах перевозок, в количестве подвижного состава, в количестве операторов.
"Высокие темпы роста перевозок привлекали на рынок большое количество новых игроков. Они закупали новый подвижной состав, в соответствии с этим концентрация, которая в начале была высокой, то есть более половины рынка занимал один оператор, опустилась до низких значений. Сегмент стал достаточно конкурентным", - оценивает Н. Михайлов.
Даже не все шоковые моменты, согласно графикам, представленным экспертом, отразились на поведении показателя конкуренции – так, снижение, хотя и более плавное, происходило и в кризисном начале 2020-х. В последние годы можно заметить более четко просматривающуюся тенденцию к замедлению снижения индекса концентрации. В перспективе возможна видимая смена тренда на снижение: "Если бы не тормозящие процессы (общее низкие темпы роста экономики, высокая ключевая ставка), то перелом тренда был бы еще более заметен. Если объемы перевозок в контейнерах по железной дороге продолжат снижаться, то мы вполне можем увидеть рост концентрации в этом сегменте".
Зерновозы
Этот сегмент рынка также, как и сегмент фитинговых платформ, отличался стремительным ростом в основных рассматриваемых параметрах: был рост объема перевозок, было приобретение нового подвижного составила. Но вот количество операторов росло не так быстро, заметил Н. Михайлов. Сейчас особого роста не отмечается по анализируемым характеристикам, в объемах перевозок – снижение.
"После первого снижения уровня концентрации в 2015-2016 годах, можно сказать, он стабилизировался и менялся слабо. Нет ярко выраженных перерывов тренда", - пояснил спикер.
Крытые вагоны
Как и у нефтебензиновых цистерн объемы перевозок крытыми вагонами снижаются, даже несколько большими темпами, оценивает Н. Михайлов.
Количество вагонов практически не меняется с начала 2020 года, как и количество операторов держится примерно в одном диапазоне.
"Сегмент остается высококонкурентным, с низкой концентрацией, с небольшим трендом на еще большее уменьшение. При этом шоковые явления, так как рынок высококонкурентный, отражаются на показателе концентрации. Предыдущие шоки тоже хорошо видны", - объясняет спикер.
Тенденции дальше
Как отметил Н. Михайлов, за последние пять лет структура рынка операторов изменилась: произошло смещение в сторону огосударствления. Доля операторов с госучастие выросла – с 20% в 2021 году до 36% в 2025 году. Сегмент независимых операторов наоборот сузился: с 46% в 2021 году до 31% в 2025 году.
Это логичная тенденция, считает спикер. Риски и неопределенности, которые возникают на рынках высокой конкуренции по большинству сегментов, заставляют частные инвестиции покидать эти самые рынки в шоковые периоды.
"Полагаю, что данная тенденция продолжится, но ее скорость будет зависеть как от направления движения экономики, так и от геополитических изменений", - резюмировал эксперт.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 19.09.2025 |