07-06-25 / 2025
Новости отрасли
ВСЖД протестирует мониторинг температурных напряжений в рельсовых плетях

На Восточно-Сибирской дороге приступили к эксплуатации первой версии программы автоматизированного мониторинга температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути.

Дальнейшее развитие этого проекта позволит повысить уровень безопасности движения поездов и охраны труда во время путевых работ. Над программным решением, которое в перспективе должно найти применение на всех железных дорогах страны, работают инженер Вадим Будаев и начальник сектора информатизации Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Андрей Осколков.

Эта команда на XXVIII Международном салоне изобретений и инновационных технологий в Москве была удостоена серебряной медали за программу автоматического формирования единой отчетности Центра управления содержанием инфраструктуры, которая служила диспетчерам ВСДИ почти десять лет.

Новое детище программистов позволит проводить мониторинг напряженного состояния рельсовых плетей во время сильного перепада температур в теплое время года, предоставляя возможность инженерам путейского комплекса удаленно видеть температурное состояние бесстыкового пути и оперативно предупреждать выплески.

Программный комплекс пока наполняется информацией из установленных на путях проводных датчиков температуры. А в ближайшей перспективе данные будут поступать также из курсирующего по магистрали вагона-путеизмерителя, считывающего положение рисок незакрепленных маячных шпал по отношению к плети. Испытание первой версии проходит во всех дистанциях пути одновременно.

Подобные программы апробировались на сети дорог, в том числе в путейском комплексе ВСДИ. Но разработка иркутян, в отличие от предшествующих аналогов, не требует обновления, оставаясь самой актуальной в интранет-ресурсе ОАО "РЖД".

"Нам интересна версия наших разработчиков. Хотелось бы увидеть программу полностью в действии. Впереди лето, большие перепады температур – продольно-напряженное состояние рельсовых плетей может быть высоким и вызывать сдвижки", – говорит начальник сектора бесстыкового пути службы пути ВСДИ Алексей Арапов.

"Наша идея предназначена в первую очередь для автоматизации рутинных расчетов, которые делают инженеры. Работа в новых условиях позволит повысить скорость принятия решений и, как результат, предотвратить нештатные ситуации", – рассказывает Андрей Осколков. По его словам, программа обеспечит автоматизированным мониторингом до 85% участков пути ВСЖД. Исключение – ряд северных перегонов, где нет бесстыкового пути. Погрешность в показаниях может возникнуть по причине сильного загрязнения маячных шпал.

"Мониторинг нужен не только чтобы вовремя ограничить скорость поездов в случае выявления температурного напряжения в рельсовых плетях, – дополняет Вадим Будаев. – Полученная информация сыграет на пользу охране труда. Допуск монтерам для работ по текущему обслуживанию пути на проблемном участке будет дан после того, как плеть раскрепят, снимут напряжение. Это позволит избежать травматизма".

Представители Забайкальской ДИ обратились к иркутским разработчикам с предложением адаптировать программу под их путевое хозяйство.

В планах коллектива сектора информатизации – дорасти до отдела. Разработка инновационных проектов пока не входит в должностные обязанности специалистов, новаторски подходящих к задачам магистрали.

 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

07.06.2025