Объем железнодорожных перевозок между Россией и Казахстаном демонстрирует устойчивый рост. 16.12.2025 Алиби Тулегенов, заместитель директора филиала АО "НК "КТЖ" - "Дирекция интегрированного планирования" О том, каких результатов удалось достичь в текущем году, о развитии восточного маршрута МТК Север-Юг и о ключевых реализующихся инфраструктурных проектах рассказал 1520Interational заместитель директора филиала АО "НК "Казахстан темир жолы" - "Дирекция интегрированного планирования" Алиби Тулегенов
– Алиби Жангельдиевич каковы результаты железнодорожных перевозок между Казахстаном и Российской Федерацией за январь-ноябрь 2025 года?
– По итогам 11 месяцев 2025 года объем перевозок между Казахстаном и РФ составил 83,9 млн тонн, что на 3,5% выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Экспортные перевозки также демонстрируют положительную динамику: объем экспорта увеличился на 5%, достигнув 48,4 млн тонн.
Отдельно хотелось бы уточнить динамику по угольным перевозкам через российские порты.
Положительный рост здесь особенно заметен. За январь-октябрь объем перевозок казахстанского угля через российские порты составил 10,6 млн тонн, что превышает показатели прошлого года на 3,3 млн тонн, то есть на 44%.
По направлениям картина такая: порты Балтийского моря – 6,9 млн тонн (+21%); порты Азово-Черноморского бассейна – 3,7 млн тонн (+73%).
– Как развивается экспорт зерна через территорию России?
– Динамика впечатляющая.
За одиннадцать месяцев текущего года экспорт зерна из Казахстана через РФ увеличился в 3,7 раз и достиг 2,1 млн тонн.
Через российские порты экспортировано 565 тыс. тонн, что на 23% выше уровня прошлого года.
В структуру экспортируемых грузов входят: зерно, чечевица, семена технических культур. Основные направления: Италия, Бельгия, Турция, Алжир и другие страны.
– Что показывает статистика по контейнерным перевозкам?
– Контейнерные перевозки между Казахстаном и Россией продолжают расти.
За отчетный период перевезено 735 тыс. ДФЭ, что на 16% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Отдельно отмечу маршрут КНР – РФ – КНР: за шесть лет объемы выросли в 15 раз – с 33,4 до 512 тыс. ДФЭ, а в текущем году – еще на 9%.
– Недавно АО "НК "КТЖ" и ОАО "РЖД" подписали новое соглашение. В чем его суть?
– Подписано Соглашение о развитии межгосударственных стыковых пунктов до 2030 года. Документ предусматривает совместную работу по модернизации приграничной инфраструктуры, повышению пропускной способности переходов, учету растущего грузопотока и синхронизации процессов.
За годы независимости через девять стыковых пунктов между Казахстаном и Россией перевезено более 3 млрд тонн грузов.
– Какие совместные мероприятия проводятся на межгосударственных переходах?
– Ежегодно проводится совместный технический аудит.
Его результаты формируют план мероприятий по повышению эффективности работы МГСП. Среди них ускорение коммерческого осмотра поездов, сокращение времени обработки перевозочных документов, интеграция автоматизированных информационных систем, пропуск поездов по "жестким" ниткам графика и совершенствование работы локомотивных бригад.
Это обеспечивает более стабильное и быстрое прохождение грузопотоков.
– Завершается работа над соглашением по восточному маршруту МТК "Север-Юг". Что даст новый документ?
– Финальная стадия подписания практически завершена. Соглашение о сотрудничестве по развитию восточного маршрута позволит вывести взаимодействие стран-участниц на новый уровень, обеспечить координацию и синхронизацию процедур и повысить эффективность перевозочного процесса.
Работа уже ведется в более гибком формате, и в ближайшее время ожидаются конкретные практические результаты.
– Какие ключевые инфраструктурные проекты реализуются КТЖ сегодня?
– Продолжается масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры.
За годы независимости в Казахстане построено около 2,5 тыс. км новых дорог.
В ближайшие 3-4 года планируется построить и модернизировать в два раза больше.
Крупные проекты текущего года - вторые пути Достык – Мойынты. Строительство завершено. Пропускная способность направления существенно выросла.
Еще один проект – строительство обводной линии Жетыген – Казыбек бек. Открытие движения планируется в этом году. Эффект от реализации проекта - разгрузка Алматы-узла на 40%, сокращение сроков доставки грузов – до 24 часов.
Линия Дарбаза – Мактаарал обеспечит прямое сообщение юга с основной сетью. Строительство линии Бахты – Аягоз (297 км) откроет третий переход с Китаем, сократив расстояние доставки на 320 км. Линия Мойынты – Кызылжар (323 км) сократит маршрут на 149 км, разгрузит участок Мойынты – Жарык.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок 1520 | 16.12.2025 |