Специализированные контейнерные поезда идут по расписанию
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Контейнерные перевозки остаются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов грузовых перевозок в сфере железнодорожного транспорта. Их потенциал является важным фактором для роста как внутреннего, так и внешнего товарооборота.
Несмотря на временное снижение объемов контейнерных перевозок, динамика роста внешнеторговых грузопотоков на Дальнем Востоке будет сохраняться. Для увеличения объемов экспортных, импортных и внутрироссийских контейнерных перевозок, а также повышения эффективности работы дальневосточных морских портов расширяется использование технологий обработки поездов повышенной длины и контейнерных поездов с полувагонами. Важным фактором дальнейшего роста контейнерных перевозок является строительство сети современных транспортно-логистических центров.
В то же время вызовами остаются дисбаланс экспортно-импортных перевозок, инфраструктурные ограничения и проблемы тарифообразования на контейнерные перевозки.
Дополнительная индексация тарифов, которую ОАО "РЖД" планирует в 2026 году, может привести к существенным потерям на железной дороге, сказал исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергей Авсейков, выступая на сессии по контейнерным перевозкам в рамках ВЭФ-2025. Как известно, помимо общей индексации грузовых тарифов на 2026 год, в РЖД рассматривают дополнительное повышение тарифов на контейнерные перевозки на 5% с возможностью повышения тарифа еще на 15% по отдельным направлениям в рамках тарифного коридора.
По оценкам ЕСП, с 2021 года тариф на контейнерные перевозки вырос на 80%, а его доля в импорте в транспортных затратах поднялась с 60 до 80%. "Фактически импорт у нас в логистике традиционно кормит экспорт, то есть фактически кормит наши предприятия. Импорт перестал кормить систему, а перевозки стали в целом убыточны", – отметил Сергей Авсейков.
Все это только ускоряет переориентацию грузов с железной дороги на автомобильный транспорт. По данным ЕСП, стоимость автомобильной доставки уже снизилась с 100 до 75 руб. за 1 км. "Это что означает? Что любое повышение железнодорожных тарифов на контейнерные перевозки только ускорит уход на авто", – подчеркнул исполнительный директор.
Для решения проблемы контейнерные операторы в лице ЕСП предложили ОАО "РЖД" зафиксировать тарифы на уровне 2025 года.
В продолжение мысли главы ЕСП высказался советник Президента РФ, его специальный представитель по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. "Уход на автомобильный транспорт – это уход с Дальнего Востока, – сказал он. – Если автомобильный транспорт будет побеждать железную дорогу, то все грузы с АТР будут выгружаться в Новороссийске и в Санкт-Петербурге. Потому что они в Москве будут на следующий день, прямо на складе".
Кроме того, по мнению Игоря Левитина, нужно стимулировать производство заниматься контейнеризацией своих грузов.
"Если бы мы смогли стимулировать контейнеризацию грузов, у нас сегодня было бы не 6-7% контейнеризированных грузов, а 30-40%, как в других развитых странах. Чем быстрее производитель начнет упаковывать свой товар в контейнер, тем больше выиграет экономика страны и особенно железнодорожный транспорт, который сейчас сталкивается с проблемой встречных перевозок порожних полувагонов.
В развитие темы тарифов гендиректор ООО "Фининвест" Александр Кахидзе предложил ОАО "РЖД" зафиксировать скидку на вывоз контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока на станции Сибири на десять лет.
Скидка в размере 20,7% на внутренние и импортные перевозки контейнеров в полувагонах со станций Дальневосточной железной дороги была введена в 2022 году и далее продлевалась. Сейчас она действует до конца года, расширена на погранпереход Забайкальск. За три года доля перевозок контейнеров в полувагонах, изначально ничтожная, заметно выросла. В 2024 году, по словам замгендиректора ОАО "РЖД" Михаила Глазкова, было отправлено 406 поездов с контейнерами в полувагонах, что практически вдвое выше, чем в 2023 году, и сейчас каждый второй поезд, который отправляется с Дальнего Востока, идет в полувагонах.
Сегодня на Дальнем Востоке активно развивается терминальная сеть, ориентированная на перевозки контейнеров в полувагонах. 4 сентября, в дни работы ВЭФ-2025, была запущена первая очередь ТЛЦ "Артем" мощностью 0,5 млн TEU. По завершении еще двух очередей мощность терминала составит 1 млн TEU.
Гендиректор АО "Уголь-Транс" (один из крупнейших перевозчиков контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока после выгрузки угля) Хасан Зябиров поддерживает долгосрочную фиксацию скидки в условиях капиталоемких проектов по созданию инфраструктуры под обеспечение перевозки в полувагонах. "Это инфраструктурные деньги, это длинные деньги, они в один день не окупаются", – сказал он.
Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник ЦФТО Ирина Магнушевская в ответ на предложение операторов подчеркнула, что в РЖД комплексно подходят к решению всех вопросов и, конечно, к вопросам тарифов. "РЖД – это компания, которая вкладывает очень много в инвестиции, она развивает всю инфраструктуру – не только Дальний Восток, но и подходы к Мурманскому транспортному узлу, Северо-Западу и Азово-Черноморскому бассейну. Развиваться без доходов мы не можем", – сказала она, отметив, что все тарифы будут обсуждаться и по ним будет приниматься общее решение.
В 2025 году планировалось перевезти 8 млн ДФЭ. Если операторы поддержат эти объемы, а также при наличии грузовой базы, РЖД со своей стороны готовы обеспечить перевозку. Компания постоянно прорабатывает новые технологические решения. Так, в графике движения поездов на 2024-2027 годы предложено более 3,5 тыс. расписаний, из них более тысячи – с Дальнего Востока.
Отдельно Ирина Магнушевская выделила услугу перевозки грузов в контейнерных поездах по графику – это решение позволяет сократить срок оборота вагонов и обеспечить своевременность доставки грузов. Напомним: с декабря 2024 года изменен подход к назначению контейнерных поездов. Теперь график движения поездов разрабатывается на три года с возможностью внесения изменений.
Кроме того, при назначении специализированных контейнерных поездов учитывается не только период их курсирования, но и точные даты. Такой подход позволяет как клиенту, так и перевозчику повысить качество планирования работы.
По данным компании, перевозки контейнеров на сети ОАО "РЖД" в январе – июле 2025 года сократились на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – до 4,4 млн TEU. В том числе во внутреннем сообщении отправлено 1,7 млн TEU (-3,8%), в экспортном – 1,4 млн TEU (+8,3%). При этом Ирина Магнушевская отмечает, что при наличии грузов ОАО "РЖД" готово приложить все усилия для выхода на запланированные 8 млн TEU по итогам всего года.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
Транспорт России |
11.09.2025 |