Снижение погрузки в августе до 97,5 млн т, что на 6% меньше, чем за аналогичный период 2023-го, – своего рода рекорд падения в текущем году. И это повод задуматься, что, собственно, происходит на сети.
С одной стороны, в российской экономике не все идет так, как хотелось бы. Росстат свидетельствует о сокращении добычи полезных ископаемых (-2%), но при этом выросло промышленное производство (+3%). Выплавка стали и чугуна снизилась (-9%), но наряду с этим увеличился выпуск металлоизделий (+28%). Статистика свидетельствует об изменении структуры товаропотоков: внутреннее потребление в РФ выросло на фоне снижения экспорта сырья. Соответственно, по оценкам участников рынка, российская экономика испытала в августе охлаждение. В обрабатывающем сегменте были улучшения.
Однако по сравнению с предыдущими двумя месяцами показатели в сырьевом секторе ухудшились. По данным S&P Global, российские производственные компании сообщили о замедлении темпов роста выпуска продукции и создания новых рабочих мест, об увеличении объема незавершенных работ в значительной степени из-за роста сроков поставки сырья и снижения эффективности работы поставщиков. Темпы закупок сырья замедлились, а запасы сократились.
В целом август показал самые слабые результаты за последние 3 месяца.
Вместе с тем указывалось, что у российских производителей обострились проблемы с логистикой. Респонденты в очередной раз отметили значительное увеличение сроков поставок. Причины – это, с одной стороны, действие санкций, а с другой – перегруженность транспорта. Отсюда и очередное ухудшение показателей поставщиков.
При этом ожидались улучшения на фоне замедления темпов инфляции. По некоторым позициям было отмечено даже снижение затрат. Вместе с тем предприниматели указали на связь своих основных проблем с доставкой сырья и вывозом готовой продукции. И только после этого они позиционировали сложности из-за сбоев при выполнении контрактных обязательств контрагентов по цепям поставок.
Источник в ОАО "РЖД", в свою очередь, сообщил, что в августе холдинг ставил основной целью борьбу с поднятием брошенных поездов и оптимизацию движения порожних вагонопотоков. И достиг позитивных результатов. Это делалось с учетом ожиданий улучшения динамики погрузки осенью текущего года. В холдинге идет поиск решений непростых вопросов. Для управления процессами на сети и загрузкой инфраструктуры внедряют и совершенствуют автоматизированные системы, ищут инструменты для улучшения взаимодействия структурных подразделений в процессе управления перевозками. Стоит отметить, что указанная стратегия найдет понимание в Минтрансе России. Новому руководителю Росжелдора Александру Сахарову эта тема достаточно близка. До этого назначения он возглавлял департамент управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфра структура" ОАО "РЖД", основной задачей которого декларируется организация работы по повышению эффективности перевозочного процесса, поддержанию и развитию необходимой для этого инфраструктуры, включая локомотивный комплекс.
Правда, вызывает определенное беспокойство то, что выстраиваемую перевозчиком бизнес-модель участники рынка подчас ассоциируют с витриной дефицитов. На сети их становится все больше. Если раньше говорили о нехватке инфраструктуры (узких местах на пере гонах и станциях), то затем за ней потянулся целый набор проблем, начиная с нехватки тяги и локомотивных бригад и заканчивая невывозом с путей необщего пользования груженых вагонов в заявленном объеме, а также сложностями с подсылом порожних вагонов под погрузку. В итоге список логконтролей и ограничений на сети расширился. И все чаще в русле борьбы с локальными дефицитами перевозчик получал скрытые выгоды.
Например, придерживал перемещение низкодоходных номенклатур в пользу более доходных грузов. В частности, представитель региональных властей сообщил о том, что угольная отрасль России летом оказалась в кризисе из-за невозможности вывозить весь добываемый объем продукции. "Российские угольные регионы толкаются локтями за право попасть в гарантированные квоты транспортировки и взывают к федеральной власти", – отметил респондент. При этом в августе в плюсе оказалась погрузка нефтегрузов (+1,1%).
Углю вроде бы открыли дополнительное окно в виде сухопутных железнодорожных переходов на востоке. При этом его повезли в контейнерах, по более высокому тарифу. Оптимизация организации движения контейнерных поездов привела в конечном счете к появлению оплаты клиентами дополнительных услуг в договорах с перевозчиком. На таком фоне целый ряд компаний сочли невыгодными услуги РЖД и либо снизили погрузку, либо переключили часть отправок на автотранспорт. Туда в августе потянулись лом, цемент, зерно, стройматериалы, сборные и палетированные грузы.
Это указывает на то, что транспортные артерии, обслуживающие экономику РФ, представляют собой достаточно гибкую кровеносную систему. И все же с учетом той доли, которую в ней занимает железнодорожный транспорт, это наводит на тревожный вывод: работа сети стала генерировать факторы, способствующие тромбированию развития российской экономики. Экономика, можно сказать, начинает все больше запутываться в железнодорожной сети.
Подробнее о причинах ухудшения работы сети читайте в материале "Поезда у семафора: что им светит впереди?"
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
09.09.2024 |