Российские экономисты вычислили точки роста в сотрудничестве с Индией
России нужно искать новые возможности экспорта и совершенствовать меры поддержки экспортеров. Об этом шла речь на бизнес-ланче "Россия – Индия: экономика будущего", который прошел в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2025). С 2022 года товарооборот между Россией и Индией вырос почти в 6 раз и превысил $63 млрд, сообщила в ходе выступления генеральный директор АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ) Вероника Никишина. Однако, по ее словам, в структуре российского экспорта преобладают сырьевые товары – их доля достигает 90%. В структуре несырьевого неэнергетического экспорта выделяются удобрения, металлургия и лесопромышленная продукция.
По ее словам, для наращивания именно несырьевого экспорта необходимо предпринять следующие шаги: упростить таможенно-тарифное регулирование, углубить технологическое сотрудничество. "Высокий уровень тарифной защиты Индии много лет является серьезным барьером", – пояснила глава РЭЦ.
Следующими мерами станет проработка механизмов трансграничных платежей, развитие инвестиционного и страхового сотрудничества.
Сегодня "нужно искать возможности для нашего нового экспорта", совершенствовать меры финансовых и нефинансовых мер поддержки российского экспорта, подчеркнула глава РЭЦ. По ее словам, делать это нужно делать адресно: "концентрируясь" на конкретных крупных проектах и не "распыляясь" на другие.
Путь к наращиванию товарооборота между Россией и Индией лежит в плоскости обмена практиками развития внутренних рынков стран в условиях санкций и тарифного давления, формирования независимой инфраструктуры для взаимодействия России и Индии (сервисы для расчетов, логистики, страхования, кредитования поставок, дополнительных инвестиций), формирования международного контекста сотрудничества, подчеркнул начальник экспертного управления Президента РФ Денис Агафонов. Также на развитии логистики сделала акцент и Вероника Никишина, отметив важность поддержания системного диалога по транспортно-логистическим коридорам. Например, необходимо системно привлекать Индию в качестве партнера по развитию МТК "Север-Юг", в том числе в вопросах "регуляторики". Также глава РЭЦ отметила логистические маршруты, которые "раскатывают" логистические операторы, такие как Транспортная группа FESCO. Как отметил вице-президента по финансам, ПАО "ДВМП" FESCO Леонид Звягинцев, нужно обратить внимание, что при объемах торговли России и Индии в $70 млрд в 2024 году, на контейнерный оборот товаров пришлось 125 тыс. ДФЭ. Сегодня эти показатели выросли на 10% и составили 135 тысяч ДФЭ, что крайне мало при объемах торговли в 70 млрд долларов.
"Текущих логистических маршрутов, в том числе через Новороссийск и Санкт-Петербург, более чем достаточно для того, чтобы удвоить объемы товарооборота. Но с точки зрения целей, поставленных президентом РФ, их надо увеличивать в десятки раз", – отметил Леонид Звягинцев.
По его словам, существующие барьеры, присутствующие в логистике, связаны с таможенной очисткой грузов, сроками доставок и сертификатами на товары, уточнил эксперт. "На текущих маршрутах сроки доставки обеспечиваются примерно в 30 дней с увеличением объемов и налаживания маршрутов через СМТК, МТК "Север-Юг" эти сроки можно сократить в 2- 3 раза, в том числе и по стоимости", - уточнил Леонид Звягинцев. Напомним, товарооборот между РФ и Индией к 2030 году ожидается на уровне $100 млрд.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 03.09.2025 |