Операторы продолжают искать способ решения проблемы избытка вагонов.
Новая идея - банк вагонов, который аккумулирует избыточный парк
Федеральная грузовая компания (ФГК, "дочка" РЖД) предлагает создать для решения проблемы лишнего парка банк вагонов. Он арендует у операторов около 300 000 - по числу "лишних" вагонов на сети, говорится в презентации гендиректора оператора Виталия Евдокименко (копия есть у "Ведомостей").
Модель создания банка ФГК видит так: собственники вагонов (операторы, лизинговые компании, грузоотправители) сдают вагоны в аренду по рыночным ставкам (400-500 руб. за вагон в сутки) сроком от 1 до 5 лет, а банк отдает по ставке 600 руб. (она включает расходы банка на обслуживание вагона и др.). Сокращение парка в этом случае произойдет за счет того, что участники банка возьмут обязательство не покупать новые вагоны и не арендовать их у других собственников, а пользоваться услугами банка.
Минтранс при этом может отказывать в регистрации новых вагонов, за исключением инновационных, которые приобретаются взамен списанных. А также приостановит не менее чем на год выдачу номеров для вагонов, пока на рынке не наметится дефицит. Участвовавший в посвященном этой инициативе круглом столе ФГК представитель ФАС предупредил, что такая схема нарушает антимонопольное законодательство, так как ограничивает права грузоотправителей. Представители Минтранса и ФАС на вопросы не ответили.
Идею банка операторы обсуждают уже несколько месяцев, говорит источник, близкий к одной из операторских компаний - участников обсуждения. Помимо ФГК (163 000 вагонов) и лизинговых компаний вагоны в банк могут сдать "Рейлтрансхолдинг" (РТХ, около 15 000 полувагонов), Первая грузовая компания (ПГК, 196 000 вагонов) и "Нефтетранссервис" (НТС, 55 056 вагонов в управлении), рассказали источники, близкие к операторам.
Представитель НТС говорит, что вопрос передачи парка будет обсуждаться, когда появятся параметры. Представитель РТХ говорит, что компания готова отдать полувагоны в банк, если он появится.
Связаться с представителем ПГК не удалось.
Схема создания банка вагонов сырая, признает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Это приведет к тому, что грузоотправители купят вагоны и будут ими оперировать, поясняет он. С ним соглашается и сотрудник одной из компаний-грузоотправителей. "Никто не понимает, что операторский бизнес - сервисный бизнес, поэтому о грузоотправителе надо думать", - отмечает Бурмистров. Единственное решение проблемы профицита парка, по мнению Бурмистрова, - списать старые вагоны.
По данным Минпромторга, их на сети 325 000, или 24% всего парка.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 08.06.2015 |