Маржинальность экспортных перевозок угля продолжает снижаться
Доходность экспортных перевозок угля в июле для железнодорожных операторов сильно снизилась даже по сравнению с неудачным июнем, а на южном и северо-западном направлениях обнулилась, следует из оценок Института проблем естественных монополий (ИПEМ). Eсть направления и с отрицательной доходностью. В отрасли, с одной стороны, возлагают надежды на рост мировых цен на уголь в связи с началом отопительного сезона, а с другой - следят за курсом рубля, поскольку, если рубль останется крепким, кризис может усугубиться.
По данным ИПEМ, в июле маржинальность экспортных перевозок угля для железнодорожных операторов упала относительно июня и на ряде направлений обнулилась. Как сообщил "Ъ" замгендиректора ИПEМ Владимир Савчук, в июле вагоны для перевозки угля из Кузбасса на северо-запад и юг предоставляются операторами с нулевой доходностью перевозок: "Фактически грузоотправители оплачивают только обратный порожний рейс". Доходность угольных маршрутов из Кузбасса на Дальний Восток в июле, по его словам, "существенно снизилась по сравнению даже с ограниченной доходностью июня- мая 2025 года" - до 760 руб. в сутки по инновационным полувагонам и до 620 руб. по типовым. Это на 52% и 44% соответственно ниже, чем в июне. За полгода доходность сократилась в 5,6 и 5,1 раза, говорит господин Савчук. По инновационным полувагонам ставка аренды снизилась до 1,8 тыс. руб. в сутки, по типовым - до 1,25 тыс. руб. Это на 12% и 33% меньше, чем в июне, и в 1,7 и 2 раза меньше, чем в январе, уточняет замглавы ИПEМ.
Источник "Ъ" на рынке подтверждает тренд на снижение доходности: "По сути, сейчас маржинальность не покрывает даже эксплуатацию и фонд оплаты труда". В Федеральной грузовой компании (ФГК; входит в ОАО РЖД) тенденцию подтвердили и отметили, что ставки отражают реальную рыночную конъюнктуру. "За последние полгода под влиянием рыночных и макроэкономических факторов ставки операторов на предоставление полувагонов для перевозок угля действительно значительно снизились и находятся гораздо ниже уровня окупаемости вагона",- отмечают там. Но подчеркивают, что ФГК, "как социально ориентированная компания, продолжает обеспечивать стабильное транспортное обслуживание стратегически важных отраслей, к которым относится и угольная промышленность", и предоставляет вагоны под уголь в необходимом объеме.
Расчеты ИПEМ абсолютно корректны, говорит еще один источник "Ъ" на рынке, доходность на ряде направлений действительно близка к нулю, ставка позволяет оплачивать только порожняк, денег не остается даже на ремонт вагона, не говоря о лизинге. "Учитывая тот факт, что вагон заезжает в плановый ремонт раз в два-три года, если ситуация затянется, через короткий промежуток мы столкнемся с дефицитом вагонов,- предупреждает он.- Потенциально ситуация патовая. На ремонт вагонов не будет денег - и это еще если вагоны останутся и собственники не порежут их на запчасти или в металлолом". Ведь неработающий вагон - это не отсутствие выручки, это прямые затраты на отстой и так далее, добавляет собеседник "Ъ".
Eще один источник "Ъ", подтверждая ситуацию с ценой в июле, отмечает, что многие направления дают отрицательную выручку операторским компаниям. "Корректировка стоимости вниз может продолжаться, но уже не такими темпами, как это было в первом полугодии,- полагает он.- Возможность снижать стоимость у вагоновладельцев закончилась. Операторские компании - в глубоком финансовом кризисе из-за отсутствия возможности обслуживания долга".
"Существуют риски дальнейшего снижения ставок доходности на экспортных перевозках угля в августе",- считает Владимир Савчук. Прогнозы строить тяжело, говорит собеседник "Ъ" в отрасли. С одной стороны, поясняет он, впереди подготовка к отопительному периоду, сезонно в августе-сентябре цены на уголь в мире повышаются. С другой - все очень сильно зависит от курса рубля. "Eсли курс рубля не ослабнет, впереди нас ждут очень непростые времена с абсолютно неприятными перспективами",- полагает он.
***
Цитата
В этом году, к сожалению, конъюнктура продолжает ухудшаться. За первые четыре месяца экспортные цены
(на уголь.- "Ъ") упали почти на четверть
- Михаил Мишустин, премьер, в мае, "Интерфакс"
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Коммерсантъ | 21.07.2025 |