В РЖД раскрыли новые данные о состоянии вагонного парка
Все прошедшее десятилетие вагонный комплекс ОАО "РЖД" динамично развивался. Парк молодеет, показатели безопасности и производительность труда улучшаются, внедряются новые, самые современные технологии.
КОМПЕТЕНТНЫЙ ПЕРСОНАЛ – ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЙ
Особое внимание уделяется работе по повышению уровня компетенции сотрудников. Так, для их обучения с 2020 по 2024 год разработано и внедрено 50 программно-аппаратных комплексов, охватывающих все технологические процессы обслуживания, ремонта и допуска подвижного состава.
Внедрен паспорт работника, отражающий качество выполнения профессиональных обязанностей и ряд индивидуальных показателей, влияющих на производственный процесс.
В результате за последние четыре года доля сотрудников Управления вагонного хозяйства (ЦВ), соответствующих профилю занимаемой должности, выросла на 72%, составив в целом 98,8% при целевом показателе в 95%. Число отказов технических средств, возникших по причинам ошибок специалистов, снизилось за это же время на 64%.
На полигонах всех дорог развернута работа с вузами и средними техническими учебными заведениями по возможности получения профессии в процессе обучения. Организовано сопровождение молодых, вновь принятых сотрудников со стороны первых руководителей предприятий, проработаны варианты установления гибких графиков работы и ее совмещения с учебой.
Перспективные сотрудники проходят дополнительную подготовку, включаются в кадровый резерв и назначаются на должности, соответствующие их компетенциям.
САМЫЙ МОЛОДОЙ ПАРК В МИРЕ
По состоянию на 1 августа 2025 года парк грузовых вагонов в России – это порядка 1,4 млн единиц, из которых 661 тыс., или 47%, – полувагоны. За период с 2015-го доля вагонов с улучшенными техническими характеристиками увеличилась с 2% до 20%, средний возраст вагона снизился с 15 до 13 лет, что делает наш вагонный парк самым молодым в мире.
За последние годы большой шаг сделан в вагоностроительной области. Начиная с 2025-го на сети начинают активно эксплуатироваться восьмиосные вагоны сцепного типа (полувагоны "Урал", "БАМ", цистерна "Находка"). Возник спрос на изотермический подвижной состав, в связи с чем вагоностроительные предприятия освоили и эту продуктовую линейку. Изменились подходы к используемым при вагоностроении материалам. В частности, освоено производство подвижного состава с алюминиевыми кузовами, а также с применением облегченных сталей. Появились вагоны-платформы с конструкционной скоростью до 140 км/ч. Создается еще одна модель скоростного вагона-платформы, оснащенного системой электропневматического торможения.
БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НАДЕЖНОСТИ
С 2015 по 2024 год значительно снизилось число нарушений безопасности движения в вагонном комплексе (с 6345 до 1299 событий). При этом нарушений по ответственности предприятий вагонного хозяйства ОАО "РЖД" стало меньше на 75% – 60 случаев в 2015 году против 15 в 2024-м.
Во многом данный результат стал возможен благодаря взаимодействию вагонного хозяйства с надзорными органами РФ, в числе которых Ространснадзор, Росжелдор и транспортная прокуратура. Это позволяет обеспечивать своевременное изъятие из эксплуатации потенциально опасной и не соответствующей обязательным требованиям продукции, проведение оценочных мероприятий, межведомственных проверок и принимать необходимые меры при выявлении фактов некачественного ремонта железнодорожного подвижного состава и его запасных частей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЛУЧШАЕТ ПРОЦЕССЫ
Интересы вагонного хозяйства широко представлены в различных международных профессиональных союзах и организациях, что помогает сохранить единство норм и требований к грузовому подвижному составу, условиям его эксплуатации, ремонта и технического обслуживания. Это дает возможность обеспечивать беспрепятственное курсирование грузовых вагонов не только на колее 1520 мм между государствами – членами Совета по железнодорожному транспорту, но и при передаче вагонов на колею 1435 мм европейских и азиатских магистралей стран – членов Организации сотрудничества железных дорог.
За 10 лет работы в этом направлении приняты решения по более чем тысяче вопросов, касающихся единых норм и требований к изготовлению, ремонту и эксплуатации грузовых вагонов, их узлов и деталей; утверждены технические условия на производство более 300 моделей грузовых вагонов. Разработаны и успешно функционируют на межгосударственном уровне автоматизированные системы, позволяющие своевременно принимать меры по недопущению эксплуатации потенциально опасной продукции.
В текущих реалиях, когда парк грузовых вагонов находится в собственности компаний-операторов, много внимания с нашей стороны уделено развитию взаимодействия с ними. Так, все взаимоотношения по договорам на ТР-1, ТР-2 и связанный с их исполнением документооборот полностью переведены в цифровой формат с применением электронной подписи. Это позволило сторонам в режиме онлайн фиксировать в бухгалтерском учете все проведенные операции и полностью исключить финансовые риски несвоевременного отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности. С целью унификации платежей и отслеживания остатка денежных средств в "одном окне" появилась возможность оплаты услуги по ТР-1 и ТР-2 с применением единого лицевого счета. Сейчас мы активно работаем над созданием единого трехстороннего формата взаимодействия по гарантийному сопровождению со стороны АО "ВРК-1" ремонтов вагонов на сети РЖД на предприятиях ВЧДЭ (эксплуатационное вагонное депо. – Ред.) ЦДИ с применением сервисного контракта.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ДИАГНОСТИКА
В рамках Стратегии цифровой трансформации ОАО "РЖД" развиваются возможности диагностики подвижного состава на ходу поезда. В частности, на важнейших сортировочных станциях внедряются интегрированные посты автоматизированного приема и диагностики подвижного состава. В настоящее время они установлены на 17 сортировочных станциях, где оборудованы 57 подходов.
Идет дооснащение комплекса цифровой диагностики для измерения геометрических параметров колесных пар цифровым автоматическим устройством для контроля сдвига буксы с шейки оси.
Поэтапное внедрение данных систем позволяет снизить общее количество отцепок грузовых вагонов с тревожными показаниями, дополнительно снизить показатели отказов на сети железных дорог, увеличить среднюю протяженность гарантийных участков.
Отдельно отмечу, что все перечисленные достижения не могли случиться без ежедневного и кропотливого труда Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ), которое занимается полным циклом разработки, сопровождения и совершенствования нормативной и технической документации, регламентирующей техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов и специального подвижного состава.
За прошедшие 10 лет ПКБ ЦВ стало площадкой для объединения усилий различных организаций отрасли, обеспечивая оперативное решение возникающих проблем при взаимодействии предприятий вагонного комплекса, и формирования единых подходов и направлений дальнейшей деятельности, в том числе на международном уровне.
ГАРАНТИЙНЫЕ УЧАСТКИ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ В ДЛИНЕ
Важными результатами прошедших 10 лет работы ПКБ ЦВ при взаимодействии с Управлением вагонного хозяйства стали сокращение более чем на 10% трудоемкости работ при техническом обслуживании и ремонте, уменьшение финансовых издержек ОАО "РЖД" на содержание и эксплуатацию специального подвижного состава, а также увеличение протяженности гарантийных участков. ЦВ развивает технологию установления гарантийных участков безопасного проследования грузовых вагонов в исправном состоянии от станции погрузки до места выгрузки без остановки на техобслуживание в пути. За 10 лет средняя длина одного такого участка на сети увеличена в 4 раза и на сегодняшний день составляет 4684 км. В текущем году принято решение о поэтапном переходе на длину гарантийного участка до 6500 км.
СПРАВКА
В настоящее время в Управлении вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры свою деятельность на 16 железных дорогах осуществляют 69 эксплуатационных вагонных депо, 4 вагоноремонтных предприятия и 4 участка ремонта, 835 пунктов технического обслуживания и производственных участков и 245 участков текущего отцепочного ремонта. Коллектив вагонного хозяйства состоит более чем из 41 тыс. человек – высококвалифицированных работников, специалистов и руководителей на всех уровнях управления.
Роман Хойхин,начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
02.09.2025 |