ОАО "РЖД" предложило в 10 раз повысить штрафы за непредъявление груза по согласованной заявке. Ранее была выдвинута аналогичная идея со штрафами за предоставление путей общего пользования для отстоя подвижного состава (в перевозочном процессе и вне его) на станциях, перечень которых определяется правительством РФ. Обе инициативы сейчас находятся на рассмотрении в федеральных органах власти и вызвали неоднозначную реакцию среди участников рынка.
"Больной мозолью в данном случае служит то, что перевозчик в очередной раз перетягивает одеяло на себя", – выразил свою точку зрения представитель компании-грузоотправителя. Ведь параллельно, по его словам, не предложено усилить степень ответственности перевозчика за задержки с отправками грузов. Наоборот, списки логконтролей и технологических ограничений на перемещение подвижного состава расширены. Введены поправки в порядок взаимодействия с клиентами, чтобы усилить практику продления сроков доставки по сравнению с ранее взятыми договорными обязательствами в случае их невыполнения перевозчиком. "А теперь предложены еще и финансовые инструменты в пользу железных дорог", – сетует респондент.
Источник, знакомый с положением дел в холдинге, отметил, что перевозчик стремится унять вольницу с нецелесообразными перемещениями вагонов и воспитать клиентов. "Например, клиенты подают одну ГУ12, а потом везут груз по другой ГУ-12. Им так удобнее. Из-за этого на сети срываются планы движения", – считает респондент. В общем штрафы призваны помочь повысить ритмичность поездопотоков. Сейчас штраф за непредъявленный груз составляет 10 руб./т и от 50 до 200 руб. за контейнер. "Для многих клиентов подобные суммы незначительны, что провоцирует массовые перезаявки и срывы графиков перевозок", – уточнил источник.
Редакция сделала запрос в холдинг и получила официальный ответ.
"Компания резервирует свои мощности для отправки груза в определенные даты, и в случае позднего отказа грузоотправителя от согласованных заявок задействовать инфраструктуру в полном объеме для вывоза других грузов становится практически невозможно. В частности, общий недогруз в июне 2025 года составил 22,4 млн т", – сообщили в пресс-службе ОАО "РЖД". Чтобы повысить качество планирования грузовых перевозок и увеличить объемы, в холдинге и предложили повысить ответственность как грузоотправителей за искажение данных в заявках, так и перевозчика – за их выполнение.
Правда, каким образом перевозчик намерен повысить свою ответственность за несвоевременное выполнение заявок, в пресс-службе не уточнили. Тем не менее это следует считать шагом навстречу клиентам. "Пока мы слышим о резком повышении штрафов с грузоотправителей и в ответ со стороны холдинга – лишь обещания работать лучше", – прокомментировал представитель крупного грузовладельца. По его словам, получается неравноценная уступка: тогда следует увеличить и штрафы за просрочки с перевозчика.
"Увеличение штрафов не приведет к тому, чего хотят в ОАО "РЖД". Это не улучшит дисциплину планирования погрузки. Одни клиенты могут строить долго-срочные планы, а другие – нет. На споте ситуация меняется постоянно.
Поэтому имеет смысл сравнивать, сколько грузов перекочевало из одних заявок в другие. И учитывать для штрафов только фактические отказы. Это несложно видеть в АС ЭТРАН", – считает президент НИЦ перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Кроме того, следует изучить цепочку принятия решений: может статься, что оператор не смог вовремя подать вагон, а ему, в свою очередь, отказал в перемещении порожнего вагона перевозчик. В таком случае игроки будут перекидывать мяч друг другу, но игра не наладится. И погрузка не увеличится.
"Наоборот, скорее всего, она продолжит падать. Складывается впечатление, что перевозчик не прочь избавиться не столько от "лишних" вагонов, сколько от мелких партий отправок. Они мешают развернуть на сети привлекательные для него полигонные технологии", – считает заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин. В таком случае стоит ли удивляться, что грузы переключаются на другие виды транспорта?
Также эксперты отметили, что перевозчик стремится переложить на клиентов часть своих расходов на инфраструктуру. И еще удивляется, что платежеспособность участников рынка снижается, а круг тех, кому становится выгоднее снижать объемы погрузки, расширяется. Иными словами, переплачивать за железнодорожную логистику, которую выстраивает перевозчик, клиентам не по карману. На такой же вывод наталкивают результаты опроса "РЖД-Партнера" по поводу штрафов за непредъявление грузов по согласованным ГУ-12. 63% респондентов считают, что для стимулирования погрузки необходимы не штрафы, а срочные меры, которые будут способствовать оптимизации логистических затрат клиентов. Штрафы в данном случае больше смахивают на своего рода компенсацию выпадающих доходов перевозчика от снижения погрузки. По идее, следует создавать условия для привлечения грузов на сеть, а не испытывать терпение клиентов, о чем свидетельствуют результаты опроса.
Чтобы повысить качество планирования перевозок и увеличить объемы, в холдинге предложили повысить ответственность как грузоотправителей за искажение данных в заявках, так и перевозчика – за их выполнение.
Правда, каким образом перевозчик намерен повысить свою ответственность за несвоевременное выполнение заявок, в компании не уточнили
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 20.08.2025 |