ОАО "РЖД" предлагает в перспективе перейти на концепцию проведения ремонта подвижного состава по техническому состоянию вагона. По сути, планируется переход от планового ремонта в сторону сервисного обслуживания. В компании говорят, что плюсы получат как операторы, за счет оптимизации стоимости жизненного цикла вагона, так и владелец инфраструктуры, в том числе от повышения пропускной способности дорог благодаря оптимизации отцепок в пути следования. На сети в последние годы широко внедряются автоматические средства контроля отдельных параметров состояния вагонов в эксплуатации. За счет интеллектуальных систем автоматического мониторинга и диагностики подвижного состава эксплуатационники контролируют большинство его узлов на ходу следования.
Это, по словам начальника управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Романа Хойхина, создает предпосылки к автоматизации процесса принятия решения о достижении вагоном предельного технического состояния на основе оценки соответствия разработанным критериям.
Помимо распространенных на сети средств диагностики (КТСМ, КТИ, ОВОД, ПАК-М и пр.), подспорьем будет оснащение главных узлов вагона индикаторами износа (RFID-метками). "Думаю, есть на сегодняшний момент возможность запитать такими умными [идентификаторами] колодки, буксы, тормозное оборудование и, в принципе, авто сцепку и поглощающий аппарат", – сказал Р. Хойхин. Таким образом, все ведет к тому, чтобы изменить систему технического обслуживания парка, прежде всего с улучшенными техническими характеристиками. Речь идет о формировании так называемой системы "Умный вагон", которая включает в себя такие элементы, как предиктивная аналитика, автоматизация контроля отдельных параметров подвижного состава, комплексная оценка его техсостояния и т. д. Подразумевается, что за период жизненного цикла инновационный вагон пройдет 4 деповских ремонта, 1 капитальный и 12 текущих. В будущем эту схему можно изменить. "Мы увидели возможность ухода от плановых видов ремонта. Предлагаем перейти на концепцию проведения ремонта по техническому состоянию узлов и деталей", – заявил начальник управления вагонного хозяйства.
Производители инновационного подвижного состава уже откликнулись на идею Российских железных дорог. "Мы в целом готовы совместно с РЖД и с кем-то из собственников вагонов опробовать технологию ремонта по техническому состоянию", – сказала гендиректор ООО "Всесоюзный научноисследовательский центр транспортных технологий", руководитель дирекции научно-технического развития ПАО "НПК ОВК" Анна Орлова.
Применение индикации на деталях вагонов позволяет предупредить внеплановый ремонт. "Уралвагонзавод", сообщил начальник управления маркетинга и стратегического планирования АО "УВЗ-Транс" Станислав Золотарев, внедрил индикаторы износа в адаптере буксового узла и скользуне. Также протестирована система "Цифровой грузовой вагон-1" (ЦГВ-1). Система позволяет вести контроль местоположения грузового вагона и способствует нивелированию инцидентов при маневровых работах, когда вагон находится в движении или на стоянке, отметил С. Золотарев.
Конечно, создание умного вагона скажется на стоимости. Она увеличится на 20-25%, проинформировал Р. Хойхин. Вместе с тем, добавил он, собственник сможет сократить до 40% затраты на обслуживание вагона. Сюда же относится выгода от снижения времени его нахождения в ремонте и минимизации отвлечения от перевозки.
В Союзе операторов железнодорожного транспорта инициативу РЖД называют серьезным шагом. "Он непростой, не реализуемый в краткосрочной перспективе, но по каким-то элементам уже можно к этому подходить.
Использование индикаторов применяется во многих странах за рубежом", – говорит директор по развитию СОЖТ Дмит рий Шпади.
В принципе, продолжает он, сегодня деповской ремонт во многом проводится по техсостоянию вагона, на основании чего заменяются либо восстанавливаются какие-то комплектующие.
При этом должный эффект дадут используемые в инновационных вагонах компоненты, качество которых гарантирует безотказную работу в межремонтный период эксплуатации. В этой связи важно обеспечить и равноресурсность основных комплектующих, отмечает Д. Шпади. Что касается узлов и деталей, износ которых объективно происходит быстрее, то их применение целесообразно со сменными элементами изнашиваемых поверхностей.
Добавим, в операторском сообществе сейчас активно обсуждают предложения в отношении современной системы маркировки составных частей грузовых вагонов при изготовлении с целью их прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла.
Важно, чтобы маркировка сохранялась на всем периоде срока службы изделия. Так, отмечают в одной из операторских компаний, для повышения прослеживаемости жизненного цикла и упрощения документооборота высокоэффективными представляются QR-кодирование или RFID-метки. Вместе с тем такая маркировка сложна в исполнении на деталях, эксплуатирующихся в сложных климатических условиях, а также имеющих много поверхностей, подлежащих трению в эксплуатации, и агрессивное взаимодействие.
Все ведет к тому, чтобы изменить систему техобслуживания парка, прежде всего с улучшенными техническими характеристиками. Речь идет о формировании так называемой системы "Умный вагон", которая включает в себя такие элементы, как предиктивная аналитика, автоматизация контроля отдельных параметров подвижного состава, комплексная оценка его техсостояния и т. д.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 28.10.2025 |