Притом, что ОАО "РЖД" делает все возможное, чтобы минимизировать риски, связанные с эксплуатацией вагонов, давно уже ему не принадлежащих. Мотивируется работа осмотрщиков и ремонтников подвижного состава по выявлению дефектов, разрабатывается и внедряется новая диагностическая техника, затрачиваются средства на привлечение дополнительных ресурсов. Что же при этом можно сказать о самих собственниках подвижного состава? Встроена ли в качество их работы та самая головная боль за безопасность движения, в данном случае за надежную работу вагонного литья? Как определенный органичный институт в общей организации работы - пока нет.
Между тем, если бы операторы надлежащим образом несли экономическую и правовую ответственность за последствия аварий, то вынуждены были бы вести свой эффективный корпоративный контроль за состоянием парка вагонов. И такая практика давно существует на морском транспорте, где за аварийные случаи отвечает не только капитан судна, но и его собственник. Международное морское право обязывает владельцев судов иметь корпоративный надзор за состоянием флота. Этим должны заниматься капитаны-наставники.
Аналогичный институт, например инженеров-наставников, возможно, надо было бы иметь и железнодорожным операторам. Это должны быть самые квалифицированные кадры компании в сфере железнодорожных технологий, на которых бы возлагалась организация работы персонала по обеспечению безопасности перевозок. Для выполнения своих обязанностей такой специалист должен регулярно выезжать в командировки, контролируя то, как производится и ремонтируется подвижной состав, какими деталями и чьего производства он комплектуется, как эксплуатируется на тех или иных участках, как работают все звенья технологической цепи, в которых задействован вагон. Консолидированная ответственность и совместная работа операторов и сотрудников ОАО "РЖД" помогли бы повысить качество контроля за предупреждением аварийности. Впрочем, копирование чьего-то положительного опыта успешно происходит лишь тогда, когда к этому побуждают системные стимулы и позволяют добиться результата адекватные инструменты. Пока, к сожалению, их у собственников вагонов как класса нет.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 18.02.13 | За опытом к смежникам |