10-12-13 / 2013
Новости отрасли
В РЖД принимают меры по укреплению безопасности движения, которые должны предупредить риски изломов боковых рам тележек вагонов

Подвести итоги предстоит на совещании, которое 10 декабря 2013 года проведет Ространснадзор. Судя по реакции участников рынка, дискуссии на нем могут быть жаркими.

Прежде всего, согласно требованию Ространснадзора, вагонный парк РЖД проверяет на идентичность литых деталей. Как сказано в телеграмме, выпущенной Центральной дирекцией инфраструктуры, речь идет о подвижном составе, приписанном к филиалам холдинга, и парке централизованного учета.

Напомним, что ранее Ространснадзор предложил операторам до 16 декабря принять меры по исключению двойной нумерации деталей в АБД ПВ. В случае непринятия мер управление Госжелдорнадзора, как следует из письма на сайте ведомства, будет вынуждено выдать предписание об остановке подвижного состава с двойной нумерацией деталей вагонов до выяснения причин и стабилизации обстановки.

В телеграмме РЖД указывается следующий порядок действий: прежде всего проводится осмотр вагонов согласно пономерного списка, составленного Ространснадзором, в ходе которого необходимо проверить их на соответствие литых деталей тележки листу комплектации.

Если несоответствия подтвердятся или обнаружатся признаки изменения маркировки боковой рамы тележки, то данные вагоны следует перевести в нерабочий парк, а затем осуществить их разбраковку и изъятие детали из-под вагона для определения легитимности.

Как отметил эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Георгий Зобов, перевозчик вынужден выполнять требования Ространснадзора. Поэтому разработан порядок действий для перевода грузовых вагонов в нерабочий парк в случае обнаружения двойной нумерации деталей тележек, – это мера, направленная на выявление контрафактной продукции, получившей в последнее время широкое распространение на сети. А использование контрафакта – одна из причин аварий.

Вместе с тем сейчас при нештатной ситуации приходится забраковывать сразу две литых детали. В таком случае останавливаются соответственно два грузовых вагона. И это беспокоит владельцев подвижного состава. В целом они поддерживают стремление Ространснадзора по наведению порядка в учете вагонов и борьбе с контрафактной продукцией. Однако, как сказал технический директор ООО «Фирма «Трансгарант» Николай Кошелев, перевод всех неблагонадежных вагонов в нерабочий парк не решает всех проблем. Ведь в соответствии с отраслевым стандартом и техническими требованиями на изготовление литых деталей допускается исправление порядкового номера сваркой. И такая продукция не считается контрафактной. Это только одна из возможных причин появления двойников.

«Следовательно, проведение осмотра и осуществление корректировки листа комплектации в АБД ПВ не позволят в полной мере избавиться от всех двойников и выявить контрафактную продукцию. Поэтому мы считаем, что и массовая отстановка вагонов от эксплуатации для проведения осмотра, и корректировки АБД ПВ результата не дадут», – сделал вывод Н. Кошелев.

Аналогичного мнения придерживается и председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова: изъятие всего подозрительного литья из-за задвоенности номеров не приведет к снижению рисков изломов рам, подлинный объем контрафактных деталей, обращающихся на рынке, так и останется неизвестен.

В ОАО «РЖД» понимают сложность поставленной проблемы. Поэтому вносят поправки и в системы компьютерного учета. В частности, с 1 февраля 2014 года планируется ввести Временный регламент организации работы по исключению из эксплуатации забракованных и контрафактных боковых рам тележек грузовых вагонов.

По данным начальника департамента информатизации ОАО “РЖД” Андрея Павловского, сначала предстоит отладить в процессе опытной эксплуатации автоматизированную систему учета и контроля выполненного ремонта и комплектации грузового вагона (АС УКВ), которая становится частью подсистемы АБД ПВ. К АС УКВ, по данным РЖД, должны быть подключены вагоноремонтные предприятия.

С ней же интегрируется автоматизированная система управления текущим отцепочным ремонтом на основе экономических критериев (АСУ ТОР ЭК), в которой содержится информация об условной забраковке литых деталей тележек грузовых вагонов в эксплуатационных вагонных депо.

В дальнейшем на рассмотрение Комиссии по вопросам безопасности движения Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества намечено вынести на межгосударственном уровне вопрос по разработке системы, аналогичной АС УКВ, которая будет аккумулировать данные на всем пространстве 1520.

Все это поможет сформировать полную базу данных о ранее забракованных литых деталях грузовых вагонов, находящихся на гарантии заводов-изготовителей.

Как отмечают операторы, меры, принимаемые на сети российских железных дорог, требуют времени. Это касается как осмотра значительного количества вагонов, так и внесения поправок в работу информационных систем для предупреждения появления деталей-двойников в будущем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru09.12.13Вагоны осмотрят, компьютеры улучшат учет