После прибавки в оборотах в сентябре погрузка стройматериалов притормозила: в октябре текущего года на РЖД их было отправлено 9,2 млн т, что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
В октябре текущего года объем жилищного строительства в России, по оценкам экспертов, увеличился на 0,5%. В большинстве случаев в регионах вели работы в рамках старых проектов. Однако и старт новых – осенью увеличился на 4-5%. И в отрасли ожидается сохранение ускорения.
Впрочем, предыдущая попытка рывка вперед была в июле. Вот только завершилась она в августе очередным спадом. Так что в целом ситуация осталась волатильной.
Риски замедления темпов реализации материалоемких проектов в текущем году, по данным аналитиков Sherpa Group, создавали такие факторы как высокая ключевая ставка, инвестиционная пауза, связанная с формированием государством новых планов на следующие шесть лет и завершение большинства нацпроектов, начатых в 2018-2019 гг.
Напомним также, что в целом по итогам 9 месяцев текущего года новые проекты строек в РФ сократились на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Позитив ожидается не раньше 2026 года – на фоне дальнейшего снижения ключевой ставки и старта строительства ряда крупных инфраструктурных объектов с подпиткой финансирования от государства.
В карьерах – щебень, а на РЖД – проблемы
Что касается потребления инертных материалов, то, как отметили эксперты, по-прежнему значительные объемы потребностей в строительстве обслуживал автотранспорт.
Ранее представители железнодорожных операторов сетовали на то, на РЖД проигрывают конкуренцию с автотранспорто м. Был назван ряд причин – в частности, низкие тарифы на проезд по системе "Платон" и возможность для участников рынка автоперевозок использовать такие инструменты налоговой оптимизации, которые недоступны для железнодорожного транспорта.
Железнодорожные операторы также полагали неестественным то, что автоперевозчики выигрывают конкуренцию с РЖД на дальнем плече. На коротких расстояниях (до 500 км) это вполне допустимо. Но когда дальнобойщики переключали грузопотоки на расстоянии 1000-2000 км и более, это указывало на дисбалансы, которые должны были вызвать беспокойство регуляторов.
Как бы то ни было, в октябре надзорные органы продемонстрировали свою "обеспокоенность". Ужесточение контроля на автодорогах обернулось ростом штрафов за перевес подвижного состава, что в результате охладило активность автоперевозчиков. Если бы не указанный фактор, то в октябре динамика погрузки стройматериалов на РЖД могла сложиться хуже, чем это отразилось в октябрьской оперативной статистике, предположил представитель компании-автоперевозчика.
Куда движется рынок
В целом осенью 2025 года рынок нерудных строительных материалов сохранил тенденцию к снижению объемов добычи относительно уровня прошлого года. Ситуация осталась нестабильной на фоне ослабления спроса со стороны застройщиков.
Застройщики отказались от массовых скидок, и рынок вернулся к более устойчивой и естественной траектории роста, считает директор по продажам "Мангазеи" Федор Ушаков.
Заказы, увязанные с железнодорожной логистикой, подпитывались в ключевых российских агломерациях – прежде всего в московском регионе (за счет инфраструктурных и жилищных проектов), а также со стороны строителей автодорог – в основном в Татарстане (магистрали и развязки), отметил аналитик девелоперской компании.
При этом респондент отметил, что перевозки щебня, добытого в карьерах северо-запада, наталкивались на ограничения на РЖД при доставках в центр РФ. Затруднения испытывали с доставкой по железной дороге и в Сибири. Причина – сложности с подачей порожних вагонов под погрузку на сети.
Что в перспективе
В целом погрузка стройматериалов на железных дорогах в октябре могла бы снова выйти даже и в плюс. Помешал очередной раунд снижения перевозок балласта для нужд ОАО "РЖД". В октябре текущего года они, по статистике информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", составили около 2,6 млн т, что оказалось на 23% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Причина – перенос ряда инфраструктурных проектов на РЖД на более поздний срок. На это косвенно указывал и другой показатель: перевозки рельсов, которые упали примерно в такой же пропорции – на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На фоне сложившихся обстоятельств прогноз перевозок щебня до конца текущего года может остаться в отрицательной зоне. Сложно ожидать, что в рамках предложенных клиентам на сети полигонных технологий они будут в несезон создавать запасы щебня под инфраструктурные проекты 2026 года. Скорее, будут по весне работать с колес и надеяться на дополнительные объемы отправок по внутренним водным путям.
Напомним, что, например, по данным Волго-Балта, в навигацию текущего года перевозка строительных грузов выросла на 4,6%.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 06.11.2025 |