02-12-25 / 2025
Новости отрасли
В ноябре погрузка на РЖД снова ушла вниз

Погрузка на РЖД в ноябре 2025 года снизилась до 94,2 млн т, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если считать к 2023 году, то спад составит 7,2%, а если к 2019-му – 10,7%. Как видим, в течение пяти лет сеть так и не вышла из торможения.

Основная причина – в целом спад по экспорту. А поскольку это, как правило, перевозки на дальние расстояния, то и грузооборот в ноябре 2025 года снизился на 4,2%(до 205,4 млрд тарифных т-км).

Достигнутый результат – хуже прошлогодних ожиданий холдинга. Напомним, что в конце текущего года, по прогнозам маркетологов ОАО "РЖД" погрузка должна была выйти в плюс. В частности, так было заявлено на пленарном заседании "Транспортной недели – 2024".

Таким образом, в 2025 году планировалось отправить больше грузов на 5% по сравнению с 2024-м. Указывалось, что этому должно было способствовать повышение технологичности перевозок. Однако в дальнейшем прогноз был скорректирован в сторону понижения.

И все же в холдинге нацеливались на достижение позитивной динамики начиная с середины осени. В октябре удалось стабилизировать погрузку и даже выйти на небольшой плюс. Надежды на сохранение позитивной динамики сохранялись вплоть до третьей декады октября. Однако уже 5 ноября прогноз изменился.

В финплане фигурировало снижение погрузки в ноябре на 2,6% и в декабре – на 4,8%, сообщила журналистам заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник ЦФТО Ирина Магнушевская.

Правда, как уточнил источник в холдинге, судя по заключенным контрактам на ноябрь ожидалось перевыполнение финплана. Тем не менее оставались сомнения из-за волатильности планов грузовладельцев и увеличения доли отказов от ранее согласованных ГУ-12.

Как видим, маркетологи представили участникам рынка довольно-таки расплывчатую долгосрочную картину, нацеливавшую на улучшения. И под влиянием оценок перевозчика было сформировано два сценария – позитивный и негативный. По факту же результат оказался посередине. Это означает, что в холдинге все-таки смогли привлечь дополнительные объемы грузов. Но часть объемов все-таки переключились с сети на автотранспорт. И остановить этот процесс на железных дорогах не смогли, на что, кстати, обратили внимание представители операторского сообщества. Тренд только немного притормозили.

Какие улучшения помогли?

Прежде всего сеть освободили от лишних вагонов. Больше отправили тяжеловесных и длинносоставных поездов. В итоге 91% угля из Кузбасса повезли на восток в вагонах с нагрузкой на ось 25 тс (против 28% в начале текущего года).

Выросла скорость доставки отправок: груженых – на 161,7 км/сут., до 494,6 км/сут и порожних – выросла на 119,4 км/сут., до 392,5 км/сут.

Начали формироваться пулы из операторов для работы объединенным парком, что, как ожидается будет способствовать притоку грузов и создаст условия для сокращения оборота вагонов.

Правда, так считают не все операторы: ряд респондентов полагают, что грузы продолжат уходить с сети, если доходность железнодорожных операторов снизится. Нюанс в том, что применяемые перевозчиком технологии должны не просто приносить экономию ОАО "РЖД", а оставлять поле для заработка операторов. Последние – готовы идти навстречу перевозчику. Но только если предложенные схемы взаимодействия с ним в дальнейшем не начнут приносить дополнительные убытки.

Что не так в экономике

Ноябрь оказался особенно беспокойным месяцем. В Минпромторге отметили ухудшение условий для отечественной обрабатывающей промышленности из-за охлаждение спроса и роста стоимости заемного капитала.

Это привело к снижению финансовой устойчивости предприятий, отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Юрин. И добавил: "В целом финансово-экономическая подушка промышленных предприятий продолжает истончаться, в связи с чем некоторые предприятия объявили о планах перейти на 4-дневную рабочую неделю".

Финансовые отчеты предприятий запестрели сообщениями о снижении прибыли в угольной, нефтяной, металлургической промышленности, ЛПК.

Это обострило взаимоотношения грузоотправителей и ОАО "РЖД". В частности, перевозки черных металлов на ОАО "РЖД" в ноябре снизились до 4 млн т (-15%), а отправки автотранспортом – увеличились на 4%. При этом их доля составила около 70% от всех перевозок металлопродукции в РФ.

Причины – несвоевременное обеспечение порожними вагонами, необеспеченные заявок, нерациональное размещение порожних вагонов для подачи под погрузку, что удорожало отправки, инфраструктурные ограничения и логконтроли на сети.

В результате предприятия в 2025 году активизировали приобретение автотранспортных средств. Последняя новость на данную тему – взятие в лизинг компанией "Новоросметалл" 200 тягачей "Валдай 45" для работы на маршрутах Северо-Кавказского, Южного, Центрального и Приволжского федерального округа. Причем, подчеркивалось, что автотранспорт выбирали исходя из потребности в перевозках на дальние расстояния: конструкция обеспечивает запас хода до 3 тыс. км без дозаправки. Тягач оснащен системой самодиагностики. "Мы видим, как растет потребность промышленности в надежной технике для стабильных поставок сырья и готовой продукции", – отметил директор по продажам "СТТ" Максим Головнов.

Что в минусе и что в плюсе на РЖД

Прежде всего вниз потянули стройматериалы и цемент (соответственно -15% и -30%). Причем, тренды, обозначенные в обзоре погрузки данных номенклатур за октябрь, в ноябре только усилились.

Напомним вкратце, что осенью 2025 года рынок нерудных строительных материалов сохранил тенденцию к снижению объемов добычи относительно уровня прошлого года. Ситуация осталась нестабильной на фоне ослабления спроса со стороны застройщиков. Перевозки щебня, добытого в карьерах северо-запада, наталкивались на ограничения на РЖД при доставках в центр РФ. Затруднения испытывали с доставкой по железной дороге и в Сибири. Причина – сложности с подачей порожних вагонов под погрузку на сети.

В минусе оказалась нефть и продукты ее переработки (16,2 млн т, -4%), лес (1,8 млн т, -18%), промсырье (2,3 млн т, -18%), химикаты и сода (1,6 млн т, -6%), остальные грузы, в том числе – в контейнерах (9,5 млн т, -6%).

В плюсе были уголь (+0,3%), минудобрения (+1,9%), зерно (зерна, +26,4%), цветная руда (+8%).

В целом структура перевозок в ноябре по сравнению с октябрем практически не изменилась – за исключением снижения доли низкодоходных грузов до 53,4%, что на 1 п. п. меньше, чем было в октябре. Как уже отмечалось, спад произошел во многом за счет ухудшения динамики погрузки угля и щебня, что и отразилось в структуре погрузки. Добавка из этих номенклатур ушла. Соответственно снизилась доля низкодоходных грузов и пропорционально выросла погрузка выскодоходных грузов, по сути – вернувшись на прежний уровень.

Этот нюанс побуждает снова представить два сценария прогноза погрузки на декабрь текущего года. Оптимистический небольшой плюс – от долей процента до +1% по сравнению с декабрем прошлого года. Опять-таки, если перевозчик, как и было в октябре, внесет корректировки в свою ранее выбранную политику по борьбе с "лишним" парком.

Второй – базовый. Напомним, что в декабре маркетологи холдинга в рамках своего финплана обозначили спад на 4,8%. Однако это явно многовато – с учетом того, что опять объемы контрактов позволяют говорить о возможности превышения указанной планки, на что указал источник в ОАО "РЖД". Стало быть, следует ожидать в декабре текущего года спад в диапазоне 1-2%.

Правда, уточним, что часть объема погрузки, согласованного в декабре, по традиции могут зачесть в январе (в зависимости от положения дел в первом месяце будущего года). Тогда спад в декабре может сформироваться и в пределах 2-3%.

Напомним, что вопросы, связанные с этой тематикой, будут обсуждаться на XXIII конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство", которая пройдет 11 декабря в г. Москве (отель "Золотое кольцо", ул. Смоленская, д. 5).

В рамках конференции состоится пленарная дискуссия, посвященная вопросам развития российского транспортного рынка в целом, а также 5 тематических дискуссий: о качестве обслуживания грузовладельцев в нестабильной сетевой обстановке на сети РЖД, цифровизации на транспорте, производстве и ремонте парка, контейнерных перевозках, а также о тарифной политике. Кроме того, в программу конференции традиционно входит деловой завтрак – дискуссия с экономистами (по приглашениям) и вечерний фуршет.

Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.

Регистрация участников по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы конференции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер02.12.2025