Такие данные назвала первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Татьяна Горовая. Она уточнила, что их показывает расчет Индекса ценовой доступности (это отношение затрат на перевозку к стоимости продукции на базисе FOB), который с 2021 года ведет Центр стратегических разработок.
"С 2021 года по ряду грузов и направлений транспортные расходы были и 20%, и 30%. Сейчас 13,2%, казалось бы, [улучшение], но все-таки ситуация в экономике не очень стабильна", - комментирует транспортный эксперт.
Согласно данным презентации, в июне этот же показатель составлял 11,8%. То есть наметилось повышение месяц к месяцу, хотя до этого показатель снижался с марта.
По итогам июля в структуре транспортных затрат преобладает инфраструктурный ж/д-тариф (61,1%). На перевалку приходится 22%, на аренду подвижного состава – 16,9%.
Средневзвешенная цена перевозки составила 23,2 тыс. рублей/тонна. И, судя по представленным данным, этот показатель с начала года все же планомерно снижается. К июню 2025 года снижение на 3,3%, к июлю 2024 года – на 13,8%.
Т. Горовая также дала анализ стоимости 1 тонны экспортного товара (на базисе FOB). По ее словам, на многие товары цены упали. Это говорит о том, что многие российские товары за рубежом продаются по достаточно низкой цене.
По представленной презентации, стоимость 1 тонны экспортных товаров (в рублях) в июле 2025 года снизилась в среднем на 9,9% к уровню июля 2024 года. Наибольший отрицательный эффект – снижение цен по углю (-31,7%). Причины – в падении спроса у крупнейших импортеров и колебаниях мировых цен.
Как уточнила эксперт, ценовая доступность угля всегда достаточно низка – по сравнению с другими грузами. Сейчас уголь находится в более-менее средних значениях по соотношению цены и затрат на перевозки, однако ситуация в целом не может считаться устойчивой.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
РЖД-Партнер |
22.09.2025 |