Иран изменил маршрут железнодорожной ветки Решт – Астара, которая станет частью коридора "Север – Юг". Строительство начнется после выкупа Ираном земли под проект – этот процесс власти республики обещают завершить к марту 2026-го
Власти Ирана изменили маршрут проектируемой железнодорожной линии Решт – Астара, которая будет построена для "бесшовного" движения грузов по территории Ирана в рамках проекта международного транспортного коридора (МТК) "Север – Юг". Изменения затронут более 80 км, то есть больше половины длины этой перспективной железнодорожной ветки (протяженность – 162,4 км), рассказал РБК источник, знакомый с итогами встречи представителей органов власти России, Ирана и Азербайджана в Баку 13-14 октября. В российском Минтрансе подтвердили изменения. "Трасса проекта изменилась в ходе мероприятий по землеотводу, проводимых иранской стороной. Такие изменения, связанные с выполнением обстоятельств различного характера, – стандартная практика для подобных проектов", – рассказал РБК представитель министерства Николай Шестаков.
При этом проектные решения и расходы не превысят максимальной стоимости проекта – €1,6 млрд, – прописанной в соглашении с Ираном, отметил Шестаков. "Могут меняться отдельные технические решения, связанные с переносом искусственных сооружений – мостов, эстакад, путепроводов и других объектов. Договорились с иранской стороной, что в рамках максимальной суммы по результатам изысканий и проектирования будем уточнять проектные решения и расходы, учитывая предоставляемое иранской стороной проекту освобождение от налогов и сборов", – уточнил собеседник РБК.
Россия и Иран договорились о параметрах финансирования строительства линии Решт – Астара в мае 2023 года. По межправительственному соглашению, Россия предоставит на его строительство государственный кредит на €1,3 млрд, или 81,25% от его стоимости.
Общая протяженность МТК "Север – Юг" от Санкт-Петербурга до Мумбаи – 7,2 тыс. км. В южной части России, на подходе к Каспийскому морю, он делится на три части: железнодорожная восточная ветвь (идет в Иран через Казахстан и Туркмению), центральный транскаспийский маршрут (через российские и иранские порты Каспия), западный железнодорожный маршрут (идет в Иран по территории Азербайджана). Для полноценной "бесшовной" работы последнего участка и будет построена линия Решт – Астара. Строительство ветки позволит перевозить грузы по железной дороге западной части МТК из России до морских портов на юге Ирана, не меняя вид транспорта. Это сократит время в пути и удешевит расходы грузоотправителей. Например, доставка из Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи по западной части коридора потребует около десяти дней, тогда как по традиционным морским маршрутам занимает 30-45 суток, говорил президент России Владимир Путин на церемонии подписания соглашения.
В мае 2025 года вице-премьер Виталий Савельев на международном экономическом форуме "Россия – Исламский мир" в Казани говорил, что линия по итогам строительства обеспечит беспрерывный транзит от Усть-Луги до Бендер-Аббаса и перевозку не менее 15 млн т грузов в год.
В советское время прямое железнодорожное сообщение между Россией и Ираном было организовано по ветке, проходящей через центральную часть Азербайджана, южные части Армении и Нахичеванской Автономной Республики. После распада СССР и начала нагорнокарабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией, которая блокировала нахичеванский эксклав, перевозка грузов по этому маршруту стала невозможной. Поэтому было решено построить железную дорогу между городом Астара на юго-востоке Азербайджана и городом Казвин, соединенным с основной железнодорожной инфраструктурой Ирана. Участок Казвин – Решт длиной 164 км введен в эксплуатацию в 2019 году. В отсутствие линии Решт – Астара грузы по МТК "Север – Юг" везут по восточной части маршрута, проходящей по странам Центральной Азии, и по Каспийскому морю.
На какой стадии проект
В Минтрансе рассказали, что на данный момент построена опорная геодезическая сеть проекта, начаты работы по аэрофотосъемке, получены необходимые разрешения для проведения геодезических изысканий. Предварительные изыскания ведет зарегистрированная в Москве компания "Каспиан Сервисез". Она же, по словам Шестакова, выступит генеральным подрядчиком строительства. "Каспиан Сервисез" – уполномоченная компания для выполнения данного проекта. Она обладает необходимыми компетенциями и ресурсами для его реализации", – отметил представитель Минтранса.
РБК направил запрос в "Каспиан Сервисез".
По словам Шестакова, одно из важнейших условий реализации проекта – перевод всех земельных участков, по которым пройдет железная дорога Решт – Астара, в собственность иранской стороны. В соответствии с п. 13 ст. 4 межправительственного соглашения иранская сторона должна обеспечить выкуп земли до начала строительства объекта. "Власти Ирана заявляют о плане завершить выкуп всех необходимых для строительства земельных участков до марта 2026 года", – подчеркнул собеседник РБК.
В соответствии с межправительственным соглашением строительство линии займет 46 месяцев с даты начала работ. "Проекту строительства железнодорожной линии Решт – Астара в Иране уделяется приоритетное внимание. Эта железная дорога поможет существенно диверсифицировать транспортные потоки в рамках МТК "Север – Юг". Заметно вырастут объемы грузопотоков, будут укрепляться логистический и транзитный потенциал региона", – резюмировал представитель Минтранса.
| Источник | Дата | Наименование материала | 
|---|---|---|
| РБК | 29.10.2025 |