В границах пространства ЕАЭС создается экосистема цифровых транспортных коридоров. Как продвигается данный процесс – обсудили 2 октября текущего года в рамках совместного заседания рабочей группы КСТП по развитию информационных технологий и Комитета по транспорту и логистике Делового Центра экономического развития СНГ.
Вопрос наиболее актуален для транзита по МТК "Восток-Запад" и "Север-Юг", подчеркнул заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергей Негрей.
Однако основные усилия сейчас сосредоточены на организации сквозного контейнерного сервиса на маршруте Белоруссия – Китай. Было отмечено, что наиболее продвинутыми в плане ЭДО оказались железнодорожники РФ, Белоруссии и Казахстана.
В частности, между ОАО "РЖД" и БЧ практикуются перевозки с электронными накладными СМГС для перевозки грузов без оформления перевозочных документов на бумажном носителе – с применением квалифицированной электронной подписи. Для проверки подлинности и целостности электронного документа используется программно-аппаратный комплекс "Доверенная третья сторона". Обмен электронными накладными СМГС выполняется между серверами АС ЭТРАН и АС "Электронная перевозка" через EDI-систему по криптографически защищенному каналу передачи данных.
Развивается взаимодействие между ОАО "РЖД" и железных дорог Кыргызстана по использованию электронных накладных ЦИМ/СМГС. Недавно было достигнуто взаимодействие по оформлению перевозочных документов с применением электронной цифровой подписи и подтверждением доверенной третьей стороной.
Куда двигаемся дальше
Дальнейшие направления развития системы ЭДО обозначены, в частности, в Меморандуме о взаимопонимании между железнодорожными операторами в Казахстане, Грузии и Турции, а также ряда других стран. Из него следует, что сначала предполагается использование бумажной накладной ЦИМ/СМГС и параллельная передача данных накладной в электронном виде (с использованием международных стандартов или в виде сканов). И только затем предусматривается применение электронной накладной ЦИМ/СМГС по безбумажной технологии. Для этого должны быть приняты соответствующие решения на уровне национальных законодательств и в технической части.
На практике транзит, например, между БЧ – РЖД – КТЖ – Китайскими железными дорогами осуществляется по такой схеме: при перевозках между Белоруссией и РФ груз следует по безбумажной технологии. На казахстанской границе процесс заканчивается и дальше – взаимодействие осуществляется по бумажным документам.
В Казахстане и Китае отсутствует соглашение о применении электронной транспортной накладной в электронном виде (о признании сопровождающих перевозки документов государственными органами). Этот пробел пока пытаются закрыть в рамках двусторонних договоров между железнодорожниками. Благодаря этому становятся возможными перевозки с применением электронных систем.
"Электронное взаимодействие дает серьезное конкурентное преимущество, упрощает обмен документами и позволяет расшить узкие места. При этом в ОАО "РЖД" создают не только внешние, но и внутренние сервисы, охватывающие ЦФТО и ЦД", – уточнила заместитель начальника департамента информатизации ОАО "РЖД" – начальник отдела автоматизированных систем управления грузовыми перевозками Инесса Яковлева.
Она же возглавляет рабочую группу проекта КСТП "Цифровой транзит", который объединяет существующие наработки в области цифровых сервисов, включая применение электронных транспортных документов, навигационных пломб и электронное таможенное оформление. В рамках проекта как раз и рассматриваются подходы по выстраиванию единого информационного пространства, вопросы электронного взаимодействия на МТК "Восток-Запад" и "Север-Юг", возможности использования логистических цифровых решений при осуществлении международных перевозок грузов.
"В планах – обеспечение электронного слежения за перемещением транзитных вагонов", – добавила начальник отдела организации грузовой и коммерческой работы ЦФТО ОАО "РЖД" Татьяна Литвинова.
Планируется к концу 2025 года сопровождение порожних вагонов. Пилотные цифровые проекты осуществляются также с Монголией, через которую также следует контейнерный транзит в Китай. Технологии тестируются на переходе Забкальск – Манчжурия. Планируется распространить опыт и на другие погранпереходы.
В ОАО "РЖД" готовы подписать двусторонние соглашения с железными дорогами Китая о передаче электронных отметок при транзите, включая перевозки из Белоруссии через РФ. А с 1 февраля 2026 года вступает в силу решение о применении навигационных пломб. Начало отслеживания перевозок с их помощью начнется чуть позднее.
Грузы сосчитают и проследят
Навигационные пломбы – новшество, которое неоднозначно воспринимается грузовладельцами. Отмечен ряд проблем. Во-первых, система должна иметь возможность принимать сигналы со всех видов устройств, которые могут быть использованы в разных странах.
Во-вторых, необходимо понимать, сколько потребуется устройств и степень готовности их выпустить в обращение необходимом количестве. Пока есть сомнение в том, что к этому готовы производители.
В-третьих, деликатным является вопрос стоимости устройств. Участники рынка, в частности, считают, что им должен быть предложен набор опций – обязательных (минимальных) и дополнительных (расширенный список). Для этого целесообразно урегулировать национальные стандарты.
В-четвертых, должны быть прописаны процедуры на тот, случай, если в пути следования будет отсутствовать радиосвязь, заглушат интернет или собьют геопозиционирование (из-за атак БПЛА).
Как уточнил представитель ЕЭК вопрос о навигационных пломбах обсуждается с 2022 года. С самого начала подразумевалось, что они должны четко передавать сигналы в пути следования.
23 сентября 2025 года по поводу применения навигационных пломб появилось решение, которое даст старт новому проекту в феврале 2026 года, когда в странах ЕАЭС должны начать их обязательное использование для отслеживания перевозок отдельных категорий товаров. На первом этапе – это прежде всего санкционные и подакцизные товары на внешнеторговых маршрутах (алкоголь, табак). На втором этапе – отдельные категории потребительских товаров (одежда, обувь, электронная техника). На третьем – остальные товары.
На рабочей группе обсуждались также вопросы расширения круга стран, которые должны быть охвачены ЭДО. В частности, отмечались перспективы иранской ветки МТК "Север-Юг". Соответственно необходимо искать точки соприкосновения с Ираном и Пакистаном в поисках общей цифровой платформы.
При этом всплыл старый вопрос о том, что на разных видах транспорта используются различные системы ЭДО. На морском – электронные коносаменты, основанные на стандартах BIMCO eBL и FIATA eFBL (структурированные наборы данных, на основе которых различные службы в морских портах формируют необходимый для себя пакет, который в итоге приравнивается к электронному документу), на автомобильном – корнет TIR (документ IRU, действует не менее, чем в 80 странах мира).
В РФ с 1 сентября 2026 года намечен переход на единую электронную транспортную накладную (ЭТрН) и платформу для цифрового оборота ГИС ЭПД. Для стыковки между различными видами транспорта с 1 марта 2026 года предусмотрена платформа "ГосЛог", в которой должны зарегистрироваться все экспедиторы в РФ.
Ожидается, что "ГосЛог" сможет обеспечить конвертацию транспортных документов разных стандартов. Правда, это уже вопрос обеспечения транспортного баланса – пока нет общих подходов к разным стандартам сопровождения грузопотоков, отметил один из участников совещания. К тому же, как подобная опция будет действовать в условиях санкций против РФ, пока не очень понятно.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 02.10.2025 |