18-08-25 / 2025
Новости отрасли
В Боготольской дистанции пути разработали технологию переукладки контррельса с износом

Во II квартале 2025 года в Боготольской дистанции пути реализован проект бережливого производства "Переукладка контррельса стрелочного перевода с износом со сменой направления движения".

Основная цель проекта – сохранить эксплуатационные характеристики контррельсов при значительном износе и при этом избежать дорогостоящей замены.

Контррельс – элемент, обеспечивающий безопасность движения подвижного состава при прохождении стрелочного перевода. Наибольший износ приходится на участки прохождения колесных пар по закрестовинному блоку. Согласно требованиям нормативной документации, контррельсы с износом более 13 мм подлежат обязательной замене, причем до этого момента устанавливаются ограничения скорости до 25 км/ч.

Однако, как показывает практика, в условиях дефицита запасных рельсов выполнить эти требования оперативно не всегда возможно. На этот вызов и ответили специалисты Боготольской дистанции пути, разработав технологию переукладки контррельса – со сменой направления движения и без необходимости полной замены изделия. Благодаря перемене рабочего канта ресурс контррельса увеличивается.

Работы были выполнены на станциях Ачинск-1 (9 переводов) и Мариинск (4 перевода). Благодаря этому решению удалось сохранить 13 контррельсов с износом в пределах допустимых значений, избежав затрат на их замену.

– Проект дал возможность эффективно использовать оставшийся ресурс материалов. Мы нашли способ действовать в рамках стандартов, но рациональнее. Такое решение особенно актуально, когда невозможно быстро осуществить поставку нового контррельса к месту ограничения скорости из-за отсутствия этого элемента стрелочного перевода на складе или из-за удаленности места. Благодаря изменению технологии мы обеспечиваем безопасность движения поездов с установленными скоростями и сохраняем участковую скорость подвижного состава, – отметил главный инженер дистанции Андрей Чернец.

До внедрения проекта затраты на закупку новых контррельсов оценивались в 1 540 074 руб. Благодаря новой технологии этих расходов удалось избежать.

Экономический эффект за год составил более 1,8 млн руб. – за счет использования старогодних материалов при переукладке.

Проект не предполагал высвобождения трудозатрат: все работы проводились силами дистанции в рамках текущей деятельности. Тем не менее результат оказался ощутим – благодаря перемене канта увеличился срок эксплуатации контррельса. Опыт боготольцев может быть полезен и другим дистанциям при аналогичных условиях эксплуатации.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

18.08.2025