27-01-25 / 2025
Новости отрасли
Усиленная интеграция

В ближайшие годы Россия, Иран и Индия сосредоточатся на совместной работе над экономическими и инфраструктурными проектами, а товары, импортированные из стран-партнеров, будут укреплять позиции на российском рынке. Об этом и многом другом "РЖД-Партнеру" рассказал Александр Присяжнюк, директор инвестиционного департамента УК "РСХБ Управление Активами".

– Александр, как поменялся объем торговли России с Ираном и Индией в 2024 году?

– Товарооборот между Россией и Индией в 2023 году по отношению к 2022 году увеличился на 80%, достигнув исторически рекордных $65 млрд. В результате Россия занимает второе место по экспорту в Индию среди всех стран-экспортеров, поставляющих товары в эту страну. Но сейчас поддержать аналогичный темп прироста будет непросто из-за усилившегося санкционного давления на российскую экономику и возросшего политического прессинга на ее внешнеторговых партнеров. Тем не менее товарооборот между Россией и Индией только за I полугодие 2024 года уже достиг $38,3 млрд, что превышает значение этого показателя за аналогичный период 2023-го на 14%.

Товарооборот между Россией и Ираном в 2023 году снизился с $4,9 до 4 млрд. Это произошло потому, что, хоть экспорт из Ирана в Россию и вырос на 15,8%, но вот из России в Иран – снизился на 27,1%. Более 80% всего товарооборота между странами приходится на сельхозсырье и продовольственные товары. В 2024 году объемы торговли между Россией и Ираном росли. Увеличившись за первые 9 месяцев текущего года более чем на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, товарооборот между странами по итогам 2024-го вполне может превысить $4,5 млрд, что обеспечит прирост в размере 15% по отношению к 2023 году. Такой рост может быть обеспечен проведением расчетов между странами исключительно в их национальных валютах. На сегодняшний день по такой модели расчетов осуществляются более 95% всех транзакций между Ираном и Россией. К тому же иранские товары продолжат укреплять свои позиции на российском рынке.

Имеют серьезный потенциал развития и крупно масштабные проекты в области транспорта и энергетики: имеется в виду строительство железнодорожного участка Решт – Астара и расширение обслуживания АЭС "Бушер".

– А поменялась ли структура грузопотока?

– Значительных изменений в структуре грузопотока между Россией и Индией в 2024 году не произошло. Основные изменения касаются увеличения импорта российской продукции в Индию, что делает Россию вторым крупнейшим поставщиком товаров в эту страну после Китая. В то же время экспорт индийских товаров в Россию также демонстрирует рост, что позволяет России подняться на 29-е место среди стран – импортеров индийской продукции. Зафиксировано значительное увеличение объемов перевозок определенных товарных групп. Например, активно развиваются поставки высокотехнологичных товаров, в том числе смартфонов и электроники, что постепенно изменяет динамику и структуру торговых потоков (импорт смартфонов из Индии в Россию вырос в 14 раз, а ноутбуков – в 25 раз). Также Россия впервые в 2024 году отправила в Индию рекордное количество зернобобовых культур. Структура грузопотока между Россией и Ираном существенно не скорректировалась. Основное изменение связано с тем, что экспорт из России в Иран растет быстрее, чем импорт из Ирана в Россию. Рост экспорта из России в Иран наблюдается в сегменте продуктов питания, строительных материалов и промышленного оборудования.

– Обозначились ли новые проекты, способствующие развитию экономических отношений с Ираном и Индией? Например, год назад "Почта России" хотела открыть для россиян индийские маркетплейсы. Также в 2023 году "Почта России" и РЖД запустили ускоренный контейнерный поезд, который стыковался с морскими линиями на ОАЭ, Индию, страны ЮВА.

– В 2024 году Россия и Индия продолжили развивать свои экономические отношения через новые проекты и инициативы. Один из значимых шагов – поставки угля из Кузбасса в Индию по МТК Север – Юг. Также стоит отметить, что в рамках развития отношений между Россией и Индией были подписаны совместные заявления о расширении сотрудничества в различных сферах, включая энергетику, сельское хозяйство, космос и здравоохранение. Кроме того, Индия и Россия в настоящее время ведут переговоры о заключении нового инвестиционного соглашения, которое будет способствовать увеличению взаимных инвестиций и развитию сотрудничества в сферах транспортной инфраструктуры и судостроения. В этом контексте Почта России и РЖД активно работают над улучшением логистики и возможностью доставки грузов. Параллельно Россия и Иран также расширяют сотрудничество в области торговли, энергетики и перевозок, что позволяет сократить маршруты и обойти санкции. Создание кругло годичного водного сообщения по Каспийскому морю, а также расширение иранской железнодорожной сети до порта Чабахар усиливают эту интеграцию.

– Какие проблемы, связанные с торговлей и перевозками в Иран и Индию, приобрели актуальность, остроту в 2024 году? Как их решить?

– Сложности с платежами и валютными расчетами. Из-за санкционных ограничений российские компании сталкиваются с затруднениями при переводе средств в Иран. Хотя российские банки предлагают системы для расчетов, такие как использование национальных валют, они не всегда выгодны из-за разницы в обменных курсах.

Чтобы решить эту проблему, страны планируют полное обнуление таможенных пошлин, что снизит стоимость транзакций и сделает торговлю более рентабельной. Актуальными остаются санкционные барьеры. Как Россия, так и Иран сталкиваются с санкциями, что ограничивает их возможности в международной торговле. Российские и иранские порты нуждаются в усилении сотрудничества для создания устойчивых альтернативных маршрутов. Для этого страны работают над организацией круглогодичного водного сообщения через Каспийское море, что позволит сократить зависимость от европейских и средиземноморских маршрутов. Решение данных проблем требует не только улучшения транспортной инфраструктуры и финансирования, но и разработки гибкой системы расчетов, способной нивелировать санкционные ограничения и поддерживать стабильный уровень торговли.

– Каковы прогнозы и перспективы по развитию торговли с Ираном и Индией?

– Торговля России и Ирана находится на подъеме и, по моим прогнозам, будет расширяться в ближайшие годы благодаря ряду соглашений и экономических инициатив. Ратификация соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Ираном способствует снижению барьеров для импорта и экспорта, приближает торговые нормы к стандартам ВТО и облегчает перемещение товаров между странами. В ближайшие годы внимание будет сосредоточено на развитии совместных проектов в энергетике и транспорте, включая строительство атомных электростанций в Иране с участием российских специалистов, и улучшении инфраструктуры для расширения транспортных коридоров, таких как международный коридор Север – Юг. Это особенно важно для торгового взаимодействия, поскольку путь через Иран позволяет существенно сократить затраты и сроки доставки грузов между Россией и странами Ближнего Востока и Южной Азии. Также вероятно укрепление двусторонних отношений через банковский и финансовый секторы, что призвано снизить зависимость от доллара США и международных санкций, а также расширить экономические связи на более независимой от западных валют основе.

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

27.01.2025