14-08-25 / 2025
Новости отрасли
Урожай доставят в срок

Перевозки зерна обеспечены подвижным составом

По данным ОАО "РЖД", погрузка зерна на сети за январь – июль 2025 года снизилась на 35,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 10,1 млн тонн.

За первое полугодие 2025 года внутренние железнодорожные перевозки зерна в России составили 5,4 млн тонн, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Из них 108 тыс. тонн было перевезено в контейнерах (7 тыс. ДФЭ). Среди регионов – лидеров по объему погрузки: Алтайский край (657 тыс. тонн), Омская область (590 тыс. тонн) и Амурская область (504 тыс. тонн). Основные объемы зерна были направлены в субъекты европейской части России и на Дальний Восток. Таким образом, снижение объемов перевозки зерна произошло за счет уменьшения экспорта. И, как показал дальнейший анализ, произошло это по независящим от холдинга причинам.

Зерновые перевозки на сегодня обеспечены подвижным составом, и арендные ставки на него снижаются.

Спотовые ставки аренды хопперов-зерновозов в 2025 году упали до трехлетнего минимума – до 2,7-3 тыс. руб. за вагон в сутки, долгосрочные – на 7%, до 2,9-4,3 тыс. руб. Основная причина этого – сокращение экспортной активности, в частности, снизились вдвое поставки в адрес портов Азово-Черноморского бассейна, основного для этой продукции, и перевозок зерна железнодорожным транспортом во всех видах сообщения, а также снижение востребованности таких вагонов.

Ставки на споте "просели" из-за низкой сезонной востребованности зерновозов по сравнению с предыдущими периодами. По прогнозу Минсельхоза России, объем будет на уровне 130 млн тонн (против рекордных 143 млн тонн в 2023-м) при сдержанных ожиданиях относительно будущего урожая.

На пике, в конце 2023 года, когда вывозился рекордный урожай того года, краткосрочные ставки превышали 6 тыс. руб. Предыдущий аналогичный пик был годом ранее, в декабре 2022 года (на тот момент урожай тоже был рекордный).

В 2025 году на стоимость аренды повлиял рост предложения парка на сети – к концу прошлого года на инфраструктуре находилось 79,4 тыс. зерновозов против 64 тыс. годом ранее. В ситуации избытка предложения даже минимальные колебания валового сбора зерновых и, соответственно, объемов погрузки на сети значительно влияют на уровни ставок аренды.

Поставки зерна за рубеж уменьшились – на перевозки в экспортном направлении прежде всего повлияло снижение экспортной квоты – на сельскохозяйственный сезон 2025 года она сократилась до 10,6 млн тонн при 29 млн тонн год назад.

Наша справка. Экспортные квоты на зерно – это ограничения на совокупный максимальный объем продажи зерновых культур за рубеж для российских производителей.

Квотирование вывоза зерна было введено Правительством России в 2020 году и действует ежегодно. Цели квотирования: обеспечение продовольственной безопасности страны; поддержание экспортных цен на зерно на желаемом высоком уровне.

Квоты устанавливают на последние 4,5 месяца сезона – с 15 февраля по 30 июня. Квоты на вывоз зерна не касаются четырех стран ЕАЭС (Беларусь, Киргизия, Казахстан, Армения) и гуманитарных целей.

Основная часть квоты (8,6 млн тонн) была распределена 7 февраля. Дополнительная часть распространяется по мере поступления заявок. Для ячменя, ржи и кукурузы квота установлена на нулевом уровне.

В 2025 году на железнодорожные перевозки продукции аграрного сектора, в том числе зерновых культур, предусмотрены субсидии на общую сумму свыше 8,3 млрд руб.

С начала года перевозчикам уже выплатили 7,8 млрд руб. Они доставили 3,2 млн тонн агропродукции, в том числе зерновых культур.

Всего в период с 2019 по 2025 год общий фактический объем выделенных субсидий составит около 23,6 млрд руб.

Компаниям компенсируются недополученные доходы от перевозки зерновых культур при отправлении со станций железных дорог Алтайского, Красноярского краев, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Тюменской областей в направлении станций железных дорог 43 регионов России, Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и Севастополя.

На сегодня получателями субсидии являются ОАО "Российские железные дороги" и ФГУП "Крымская железная дорога". Компенсация потерь в доходах, возникающих при перевозке по льготному тарифу, осуществляется Росжелдором в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом.

Государство компенсирует перевозчику потери в доходах, возникающие в результате установления льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции. Данная мера направлена в том числе на снижение транспортной составляющей в составе цены на хлеб в регионах.

Помимо этого, субсидируются перевозки продуктов переработки семян масличных культур, овощной продукции, минеральных удобрений, сои, рыбы и рыбной продукции.

Для получения субсидированной стоимости перевозки грузоотправитель направляет в Минсельхоз России заявку на перевозку, где указывает объем груза и срок действия заявки, а также прилагает необходимые документы. Их перечень размещен на официальном портале Минсельхоза России. Ведомство в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявки направляет в адрес грузоотправителя и Росжелдора заключение о возможности получения субсидии.

Субсидия не имеет фиксированного размера и рассчитывается Минсельхозом России индивидуально по каждой поданной заявке.

Ситуация на рынке складывается таким образом, что профицит зерновых по Сибири и Дальнему Востоку в зависимости от урожая и погоды уже составляет от 5 млн до 8 млн тонн. То есть это те объемы сверх потребностей регионов, которые необходимо вывезти. А с учетом прогнозируемого роста профицит может составить порядка 11-12 млн тонн.

Чтобы обеспечить продовольственную безопасность и укрепить экспортный потенциал, необходимо создать своевременную и эффективную региональную логистику для агропродукции, главным звеном которой является железная дорога. И государственные субсидии поддерживают этот процесс.

Ирина Полякова, обозреватель "ТР", кандидат экономических наук


 

Источник Дата Наименование материала

Транспорт России

14.08.2025