18-07-17 / 2017
Новости отрасли
Уголь сделал кассу

В первом полугодии грузооборот с учетом пробега порожних вагонов по сравнению с прошлым годом вырос на 7, погрузка – на 3,6. По-прежнему наибольший прирост объемов погрузки наблюдается на экспорт – на 9,4, в то время как во внутрироссийском сообщении всего на 1,3.

В январе – июне на сети РЖД наряду с повышением дальности перевозок увеличилась и скорость доставки. Такая динамика в основном обеспечена за счет низкодоходных массовых номенклатур 1-го тарифного класса, и в первую очередь каменного угля. По данным ЦФТО, по сравнению с 2016 годом этот вид топлива в первом полугодии вырос на 15,2 млн тонн, или на 9,4%.

Перевозки угля наращивали такие ключевые игроки рынка, как ПАО "Кузбасская топливная компания", ООО "УГМК-Транс", ООО "ВостокУгольТранс", ООО "СибТранс-Логистик", и другие.

В ПАО "КТК" отметили рост погрузки в адрес портов РФ и, соответственно, увеличение доли использования инновационного парка вагонов для тяжеловесных поездов на запад и восток. Кроме того, рост погрузки наблюдается в адрес потребителей Республики Польша – перевозки КТК через пограничный переход Мамоново/Бранево в полувагонах АО "ФГК" увеличены на 66% в первом полугодии 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016-го.

Помимо угля с начала года активно прибавило к 2016 году зерно (+9,9%), а также лесные грузы (+4,3%). Как сообщили в ИПЕМ, среди факторов, повлиявших на востребованность зерна, – обнуление ставки вывозной таможенной пошлины на пшеницу, снятие всех торговых ограничений между Турцией и Россией в конце мая 2017 года, а также неблагоприятные погодные условия в ведущих производящих регионах США и Канады. Оживление погрузки лесных грузов, причем преимущественно во внутреннем сообщении, где рост составил 14%, как считают в ИПЕМ, связано с завершением разработки Минпромторгом России Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, поскольку в документе четко указаны основные векторы развития лесного комплекса страны. Наряду с этим уже сегодня расширяется использование деревянных конструкций в строительстве, обновляется и парк лесовозов.

В первом полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года удалось также нарастить объемы грузов 2-го и 3-го классов – соответственно на 3,8% и 0,9%. Отметим в числе прочих рост погрузки нефти и нефтепродуктов, хотя он оказался несущественным – всего на 1,1%. В июне план погрузки по этой номенклатуре на сети так и не удалось восполнить, хотя отставание составило всего 1,3%, в то же время по итогам первого полугодия этого года он был выполнен. В этом же месяце заметно прибавили удобрения и промсырье – соответственно на 13,6% и 12,6%. А вот строительные грузы упали на 9,9%. Основная причина сбоев в погрузке нефтепродуктов – ремонтные работы на заводах. Так, на плановые виды ремонта на Красноярской дороге в июне встали сразу два НПЗ – Ачинский и Комсомольский. Не обошлось без ремонтов и у металлургов, и это касается прежде всего регионов, которые обслуживают Свердловская и Юго-Восточная дороги. Горячие испытания начались на установке вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) для самой производительной доменной печи новолипецкого меткомбината "Россиянка". Такая технология предусматривает совместную подачу в доменную печь природного газа и угольной пыли, что сокращает расход кокса. Начало промышленной эксплуатации установки вдувания ПУТ на "Россиянке", как и на другой доменной печи № 6 НЛМК, запланировано на третий квартал 2017 года.

В разрезе дорог наилучшую динамику по погрузке по итогам шести месяцев демонстрировали Приволжская, Северо-Кавказская, Западно-Сибирская и Красноярская, где рост составил соответственно 12,8, 12,1, 9,2 и 8,4%.

Высокие темпы прироста и по другому объемному показателю – грузообороту. Особенно заметно он увеличился на Калининградской и Южно-Уральской дорогах – на 15% и 13,6%. Существенно прибавили в грузовой работе Горьковская, Куйбышевская и уже традиционно дороги Восточного полигона – Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная.

На протяжении последних лет стабильно растет и средняя дальность грузовых перевозок. Как отметили в Центральной дирекции управления движением, в январе – июне текущего года она составила 1869 км с ростом к тому же периоду 2016 года на 27 км.

Большое внимание сегодня в компании уделяется повышению скоростей движения. С начала года в установленный срок доставлено 97,5% груженых отправок, что на 0,2 п.п. превышает прошлогодний показатель, а количество претензионных требований, предъявленных ОАО "РЖД" за нарушение сроков доставки в первом полугодии, сокращено на 39%. При этом, по данным Центральной дирекции управления движением, наибольшее количество груженых отправок с нарушенным сроком прибыло на Дальневосточную и Московскую дороги – их доля в сетевом масштабе составила соответственно 12% и 6%.

В первом полугодии выполнены задания по основным качественным показателям использования подвижного состава, в том числе по среднему весу грузового поезда, среднесуточной производительности локомотива рабочего парка, участковой скорости с учетом движения по многопарковым станциям. Положительная динамика по этим показателям вот уже на протяжении пяти лет удерживается на Свердловской дороге во многом благодаря применению инновационных технологий, повышению надежности и обновлению технических средств в хозяйствах дороги. Как сообщили на самой дороге, в первом полугодии приоритет отдан масштабному оздоровлению инфраструктуры главного хода, что потребовало технологических изменений в пропуске вагонопотока и, в свою очередь, привело к единовременному снижению участковой скорости и производительности локомотива. Однако уже по итогам 9 месяцев, когда будет завершен значительный объем работ на Транссибе, дорога должна привести все качественные показатели к прежнему уровню.

Июнь стал уже вторым месяцем подряд, в течение которого не выполняется план по такому важному показателю, как пассажирооборот. В июне он вырос только в пригородном сообщении, в то время как в дальнем следовании сократился по сравнению с прошлым годом на 3,3%. Причем этот показатель имеет стабильно отрицательную динамику к прошлому году на протяжении всего первого полугодия. Причины ухудшения ситуации еще предстоит проанализировать. Перемены к лучшему возможны лишь с улучшением качества обслуживания пассажиров, предоставлением им дополнительных сервисов в поездах и на вокзалах. Следует отметить проводимую масштабную реконструкцию вокзальных комплексов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Так, полным ходом идут работы по реконструкции вокзального комплекса в Екатеринбурге. Кроме того, в той же Свердловской области на принципах долевого участия с регионами реализуются проекты обновления пассажирской инфраструктуры в Тюмени, Тобольске, Пыть-Яхе, Когалыме и Сургуте.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.07.2017