18-11-25 / 2025
Новости отрасли
Угольная развилка

Неэффективные угольные компании держат в заложниках всю железнодорожную систему РФ

Начавшийся отопительный сезон и рост цен на российский уголь в Китае позволили угольным компаниям немного отыграть падение и даже выйти в плюс по экспорту за десять месяцев года. Однако это оживление рынка, по мнению аналитиков, не говорит о решении проблем углепрома. Как считают отраслевые эксперты, назрел вопрос о комплексной модернизации отечественных угольных предприятий и повышении их конкурентоспособности, а субсидирование неэффективных компаний, в том числе через железнодорожные тарифы,– тупиковый путь.

Осенние месяцы складываются для угольной отрасли все еще непросто, хотя немного более оптимистично, чем первая половина года. Сезонный рост потребления на внутреннем рынке в сентябре-октябре совпал с повышением спроса на российское твердое топливо со стороны азиатских контрагентов. Котировки на энергетический и металлургический уголь в Китае пошли вверх, в том числе на фоне снижения объемов собственной добычи. Согласно аналитическому обзору NEFT Research, цены на уголь из России, поставляемый в КНР, в октябре достигли максимальных значений с конца 2024 года, причем с возможными перспективами роста. "Перераспределение потоков в адрес стран Азиатско-Тихоокеанского региона продолжается, а дальневосточные терминалы работают с высокой загрузкой",– отметил директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Игорь Смирнов.

Локальное улучшение конъюнктуры угля дало возможность предприятиям угольного сектора вздохнуть посвободнее и нарастить отгрузки своей продукции. Прежде всего речь идет об экспортных поставках. В сентябре в РЖД зафиксировали рекордный для этого месяца экспорт угля в восточном направлении в объеме 9,9 млн тонн – это на 8,5% выше сентябрьских показателей прошлого года и в 1,7 раза больше, чем десять лет назад. В совокупности за сентябрь по железным дорогам было отправлено 26,6 млн тонн твердого топлива (+4,3% к сентябрю 2024 года).

В плюсовой зоне погрузка угля осталась и по итогам октября. Как сообщил "Ъ" заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук, угольные отправки в экспортном сообщении через погранпереходы и порты Дальнего Востока подросли на 8,1% к октябрю 2024 года. Еще более активно уголь поехал на северо-запад, включая Мурманскую область, и на юг: прирост здесь составил 25,8% и 45,7% соответственно. Усиление южного вектора эксперты, в частности, связывают с низкой базой прошлого года, активизацией закупок со стороны Турции и последовавшим за этим повышением экспортной цены в долларах, что привело к росту нетбэка.

"Осенью уголь практически всегда растет в перевозках вслед за растущими ценами на него на внешних рынках. Очевидно, для части угольных компаний экономическая ситуация в октябре с экспортом стала улучшаться",– прокомментировал октябрьскую динамику Владимир Савчук.

Планы не срослись с погрузкой

Рост перевозок угля мог оказаться еще более заметным, если бы предприятия отгрузили все запланированные к отправке объемы, которые согласовали с ОАО РЖД. Однако не все угольные компании смогли обеспечить поставки в соответствии с заявками. По данным Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), за октябрь 2025 года угольщики не предоставили под погрузку 1,7 млн тонн заявленного груза, в том числе на экспорт – 1,1 млн тонн. Ранее, в сентябре, как сообщали в ИЭРТ, показатель недогруза оказался еще более весомым: предприятия угольного сектора не предъявили по согласованным заявкам 2,5 млн тонн груза, в том числе на экспорт – 1,9 млн тонн. Даже восточное направление, которое остается наиболее востребованным у грузоотправителей, недополучило в октябре и сентябре по 700 тыс. тонн угля.

Из-за таких "маневров" с завышением заявок, зачастую преднамеренным, на сети РЖД с начала года недосчитались миллионов тонн грузов, так как ресурсы тратились на несостоявшиеся перевозки. Заместитель генерального директора ОАО РЖД-начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Ирина Магнушевская в интервью "РИА Новости" сравнила ситуацию с перезаявлением объемов грузоотправителями с переполненной электричкой, где занимают место для попутчика, который в итоге так и не приходит. "В случае грузовых перевозок отправители, которые хотят ехать с комфортом, вообще не попадут в поезд, так как место уже занято. Занято тем, кто не собирается отправлять груз",– заметила Ирина Магнушевская.

В ситуацию с углем пришлось вмешаться Минэнерго, после чего срывов запланированных поставок стало меньше. На брифинге 31 октября глава ЦФТО признала "заметное улучшение с инфлированными заявками по углю", но отметила, что они все равно сохраняются, а уголь в силу массовости отправок остается лидером по объему, не предъявляемому под погрузку. Власти Кузбасса, с которым у РЖД действует соглашение по гарантированному вывозу твердого топлива на восток, проблему с неисполнением заявок признают, объясняя ее сложными финансовыми условиями в отрасли. Председатель правительства региона Андрей Панов, которого цитирует ТАСС, заявил, что "некоторые компании по причине нерентабельности отгрузки были вынуждены снимать ранее поданные и согласованные заявки на вывоз угля в адрес отдельных грузополучателей".

Нашлось объяснение у представителя Кузбасса и нарушению договоренностей с РЖД по переходу на инновационные вагоны для вывоза угля на восток. По словам Андрея Панова, сказывается опять же сложная ситуация в отрасли, более высокая стоимость аренды инновационного парка по сравнению с обычными полувагонами и другие причины. В регионе прилагают все усилия, чтобы обеспечить выполнение условий соглашения, добавил господин Панов. Однако неисполнение угольщиками Кемеровской области договоренностей как по заявкам, так и по переходу на инновационный подвижной состав, по данным РЖД, уже привело к тому, что регион с начала 2025 года не предъявил 1,1 млн тонн угля в рамках соглашения по вывозу угля на восток.

Скидки не спасут

Пока в угольном секторе ждут улучшения мировой ценовой конъюнктуры, финансовое состояние отрасли ухудшилось до критического уровня. Как подсчитали в Росстате, прибыль угольных компаний за восемь месяцев года упала относительно прошлогоднего периода на 54%, а убытки за это время выросли в 2,6 раза. Долю прибыльных предприятий отрасли аналитики оценили всего в 33%, тогда как год назад она составляла 48%, а число убыточных организаций возросло с 52% до 67%.

Отраслевые эксперты практически в унисон заявляют, что текущее оживление логистики угля не стоит рассматривать как выход из кризиса и тем более рассчитывать на прежнее благополучие. "Сохраняются структурные вызовы, такие как высокая волатильность мировых цен, нерентабельность перевозок через порты Северо-Запада, давление со стороны конкурентов из Индонезии и Австралии.

Рост перевозок в сентябре-октябре в значительной степени носит сезонный и ситуативный характер, отражая адаптацию компаний к новым условиям, но не долгосрочную стабилизацию",– уточняет в разговоре с "Ъ" Игорь Смирнов.

На этом фоне государство уже приняло меры по снижению на отрасль финансовой нагрузки, за общесистемными мерами поддержки обратились 137 компаний, на которые приходится 90% всей добычи угля в РФ. Сами угольщики традиционно призывают к заморозке или послаблениям железнодорожных тарифов в качестве необходимого "спасательного круга". При этом математические расчеты, проведенные аналитиками, показывают, что тарифные преференции вытянуть уголь точно не смогут.

По оценке ИЭРТ, снижение железнодорожного тарифа на 12,8% в северо-западном и южном направлениях приведет к сокращению затрат грузоотправителей всего на $2,5 за тонну и не окажет сколько-нибудь значительного эффекта на экономику поставок угля.

Для сравнения: аналитики ИЭРТ подсчитали, как сказалось на логистических издержках снижение ставок аренды полувагонов и ставок перевалки в портах Тамань и Усть-Луга. Суммарный эффект от таких ценовых решений составил около $18 за тонну, то есть многократно больше, чем от тарифа, подытожили в ИЭРТ. Кроме того, сокращение тарифа напрямую отразится на инвестиционной программе РЖД, что будет иметь отложенный негативный эффект для самих угольщиков, указывают аналитики.

"Если цены вернутся на благоприятный для угольных компаний уровень, то при снижении инвестиционной программы мы столкнемся с тем, что необходимых пропускных мощностей по основным экспортным направлениям на сети не будет",– заявил в ходе конференции "Угольная отрасль России: выход есть" заместитель генерального директора ИЭРТ Павел Шестаков.

С точки зрения оптимизации логистических издержек у угольщиков еще есть резервы, но они в большей степени связаны с технологическими и организационными изменениями. Здесь и нереализованный в полной мере потенциал инновационного парка, на который указывают в РЖД, и цифровизация логистического управления: внедрение систем онлайн-мониторинга, автоматизированного планирования отгрузок и прозрачной очередности в морских портах. "По оценкам операторов, внедрение подобных инструментов позволяет сокращать издержки на 5-10% за счет уменьшения простоев и неэффективных маневров",– уточняет Игорь Смирнов.

Однако все больше вопросов возникает к внутренней эффективности и технологичности самих угольных компаний. В текущей ситуации устойчивость предприятий непосредственно зависит от повышения финансовой и управленческой дисциплины. В числе предлагаемых ИЭРТ мер – жесткий аудит затрат и снижение удельной себестоимости добычи угля. В ЦЭИ добавляют, что угольщикам не грех задуматься об оптимизации продуктового портфеля: если компании будут расширять линейку продукции, больше ориентируясь на потребности азиатских рынков, то смогут минимизировать ценовые риски и обеспечат устойчивую загрузку производственных мощностей.

Выживут только эффективные

В экспертном сообществе единодушны в том, что угольная отрасль, как никогда ранее, нуждается в новых решениях, при этом техническое перевооружение самих предприятий и их логистических партнеров серьезно запоздало. Руководитель Центра анализа и инноваций в энергетике Юрий Плакиткин убежден, что начинать модернизацию угольных предприятий нужно было еще в 2017 году, когда для этого были все условия, а в текущих реалиях поэтапная модернизация угольной промышленности – единственный путь выйти из убыточной зоны.

Бюджетными субсидиями можно лишь нивелировать проблему убыточности углепрома до 2030 года, но без проведения модернизации отрасль "все равно придет к убыточности", заявил эксперт на конференции "Логистика угля".

Господдержка угольных предприятий должна быть привязана к реализации именно таких проектов, убежден господин Плакиткин.

Симптоматично, что о необходимости сделать "технологический рывок" для повышения эффективности угольной отрасли много говорили на прошедшей в октябре "Российской энергетической неделе-2025", которая традиционно считается одной из самых авторитетных дискуссионных площадок в сфере ТЭКа. В ходе пленарной сессии президент РФ Владимир Путин поручил правительству держать на контроле ситуацию в угольной отрасли и вместе с бизнесом подстраивать инструменты поддержки. Но и угольная отрасль, в свою очередь, также должна повышать собственную эффективность и конкурентоспособность, подчеркнул глава государства.

Образ будущего угольной отрасли Минэнерго попытается сформулировать в новой Стратегии развития углепрома до 2050 года. В ведомстве уже подготовили модель технологического суверенитета, охватывающую 140 ключевых технологий, требующихся для нормального функционирования данного сектора промышленности. Причем за каждой технологией или группой технологий, как предполагается, будет закреплена ответственная компания. Использование эффективных современных технологий и высокопроизводительного оборудования для добычи, переработки и комплексного использования угля позволит обеспечить модернизацию стабильных и перспективных предприятий, заявил на полях форума генеральный директор Российского энергетического агентства Минэнерго Алексей Кулапин.

Уже в октябре в Минэнерго заявили о намерении активизировать работу по развитию в стране углехимии, а замминистра энергетики Дмитрий Исламов все на той же "Российской энергетической неделе" поделился планами по подготовке соответствующей "дорожной карты" по этому проекту до конца 2025 года.

О готовности поддержать у себя развитие углехимии уже заявили в ряде регионов. Одним из первопроходцев на этом пути может стать Кемеровская область – на базе Кузбасского государственного технического университета планируется открыть первый в России центр инженерных разработок в этой области. Его задачей станет разработка и внедрение в промышленность конкурентоспособных технологий глубокой переработки угля. Это позволит диверсифицировать экономику угледобывающих регионов, снизить зависимость от импорта и создать новые высокотехнологичные производства, сказал губернатор Кузбасса Илья Середюк.

Важным шагом стратегии по инновационному развитию угольной отрасли Алексей Кулапин назвал поэтапный вывод из эксплуатации неэффективных производственных мощностей. Один из возможных сценариев развития ситуации, который не исключают в Минэнерго,– консолидация предприятий вокруг крупных и технологичных игроков рынка. Ранее министр энергетики Сергей Цивилев в интервью ТАСС сообщил, что центрами объединения должны стать компании с многорегиональной добычей, широкой продуктовой линейкой, собственными портовыми терминалами, вагонными парками и устойчивой финансовой моделью. Более точные параметры консолидации угольной отрасли в ведомстве пока не раскрывают.

Обобщая мысли отраслевых экспертов, можно прийти к выводу, что сейчас угольная отрасль стоит на своеобразной развилке, когда одна дорога ведет к созданию перспективной и высокотехнологичной продукции, а другая – возвращает в замкнутый круг бюджетных дотаций и преференций для убыточных предприятий. Заложником этого выбора становится вся российская железнодорожная система, а в силу ее значения для страны – вся остальная экономика, поскольку от объемов и стабильности перевозок угля зависят возможности РЖД по перевозке всех остальных грузов. Поддержка со стороны государства, не привязанная к реальным результатам и эффективности, равно как и перекладывание финансовой нагрузки на другие сектора экономики, только усугубит системные перекосы во всей экономике России, а будущее развитие углепрома возможно только при его структурной трансформации, убеждены эксперты.


 

Источник Дата Наименование материала

Коммерсантъ Приложения

18.11.2025