10-12-25 / 2025
Новости отрасли
Участники ж/д рынка России назвали факторы динамики погрузки в 2026 г

Погрузка на сети РЖД в текущем году демонстрирует падение - по итогам 11 месяцев фиксируется снижение на 5,6%, однако притормозить уменьшение объемов грузовых перевозок на железной дороге могут смягчение денежно-кредитной политики, а также оживление промышленного производства, рассказали РИА Новости участники рынка.

По прогнозам Минэкономразвития, опубликованным в сентябре, погрузка на сети железных дорог России в 2025 году снизится на 4% в годовом выражении и составит 1,13 миллиарда тонн. Впрочем, погрузка на сети РЖД, по данным компании, за 11 месяцев 2025 года снизилась на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 1,2 миллиарда тонн.

РЖД в 2026 году прогнозируют рост погрузки на 0,6% к ожидаемому уровню предыдущего года - до 1 миллиарда 118,8 миллиона тонн, сообщала в интервью РИА Новости в конце сентября замглавы компании Ирина Магнушевская.

СЦЕНАРИИ ПРОГНОЗА

"Объемы перевозок по железной дороге в 2026 году будут зависеть от множества факторов, как внешнеэкономических (геополитическая обстановка, курс рубля), так и внутрироссийских (рост экономики в целом и отдельных отраслей). При этом предпосылок увеличения грузовой базы за счет привлечения клиентов с альтернативных видов транспорта пока не наблюдается, тут, наоборот, сохранится тенденция оттока", - полагает гендиректор Информационного центра железнодорожных операторов РФ Николай Михайлов.

По его оценке, по базовому сценарию эксперты центра прогнозируют умеренное восстановление объемов перевозок по железной дороге - в пределах 0,5-1%. Однако в случае реализации негативных факторов (усиление санкционного давления, замедление экономического роста внутри страны и у ключевых партнеров) может продолжиться снижение вплоть до 3-4%.

"Позитивный сценарий предполагает рост на 4-5% и возвращение к уровню 2024 года", - говорит эксперт.

ДРАЙВЕРЫ РОСТА

По прогнозу одного из участников отрасли, рынок груженых перевозок контейнеров по сети РЖД в текущем году сократится на 7,3% в годовом выражении, до 5,35 миллиона ДФЭ, а в 2026 году ожидается рост этого показателя к уровню 2025 года на 3,6%, до 5,5 миллиона ДФЭ.

"Наибольшее влияние на рынок перевозок контейнеров по железной дороге в 2026 году окажет ожидаемое снижение ключевой ставки до 14-16% к концу 2025 года и до 13% ко II кварталу 2026 года. После смягчения ставки ЦБ ожидается ослабление курса, что будет стимулировать экспорт", - считает собеседник агентства.

По его оценке, дополнительными драйверами контейнерного рынка РФ станут восстановление продаж автомобилей на фоне снижения их запасов в 2025 году, продолжающийся рост e-commerce, а также позитивные сигналы по улучшению движения на сети РЖД.

ГРУЗЫ ПОЛУЧИЛИ ОЦЕНКУ

Еще один источник на железнодорожном рынке говорит, что снижение в 2025 году затронуло почти все ключевые номенклатуры, а единственным сегментом, показавшим рост, стали минеральные удобрения.

"Во втором полугодии рынок начал демонстрировать отдельные признаки стабилизации. Так, по мере уборки урожая начали расти перевозки зерновых. Но по итогам года по-прежнему ожидается падение. В первом полугодии 2026 года перевозки продолжат расти, но уже сейчас эксперты говорят, что урожай следующего сезона вряд ли удастся существенно нарастить", - говорит эксперт отрасли.

Он также утверждает, что с сентября-октября к прошлому году начали прибавлять перевозки угля: помимо сезонного фактора, вырос экспорт в Индию и Китай. "Однако по итогам года ожидается падение погрузки угля на 1-2%, а в 2026 году существенного роста не прогнозируется. Объем вывоза упирается в инфраструктурные ограничения, а на внешних рынках усиливается конкуренция со стороны Австралии и Индонезии на фоне стагнации мирового спроса", - отмечает он.

Источник отметил, что в текущем году небольшое улучшение наблюдалось и в строительных грузах - в основном благодаря низкой базе прошлого года и снижению ставок аренды на полувагоны, а теплая осень продлила сезон строительно-монтажных работ. Однако по итогам года также ожидается спад.

"В 2026 году давление на сегмент сохранится из-за затяжного кризиса жилищного строительства и отсутствия крупных инфраструктурных проектов", - считают в отрасли.

Наиболее устойчивым выглядит сегмент минеральных удобрений, полагает эксперт рынка. Он отметил, что Российская ассоциация производителей удобрений прогнозирует, что выпуск в 2025 году обновит исторический максимум. Растет экспорт удобрений и ожидается, что рост продолжится и в следующем году.

"Предпосылок для резкого улучшения ситуации в грузовых железнодорожных перевозках в 2026 году пока нет. Однако рынок может перейти к стабилизации в случае смягчения денежно-кредитной политики, оживления промышленного производства и восстановления спроса в жилищном строительстве", - заключил собеседник агентства.

 

Источник Дата Наименование материала

РИА Новости

10.12.2025