14-03-25 / 2025
Новости отрасли
У рынка лизинга в 2025 году солидный потенциал

Как будет развиваться рынок лизинга в 2025 году? На этот и другие вопросы ответил генеральный директор "РЕГИОН Лизинг" Рустем Мухамедов.

– Рустем Клычевич, насколько изменился спрос на лизинг грузового подвижного состава в 2024 году? Какими были основные тенденции?

– По данным РА "Эксперт", объем нового бизнеса в железнодорожном сегменте за первые 9 месяцев 2024 года достиг 487 млрд руб. Однако если исключить из расчетов крупную сделку одного из участников рынка, связанную с масштабным государственным инфраструктурным проектом, то показатель снижается до 280 млрд руб., что на 17% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Значимым фактором, повлиявшим на динамику рынка, стала высокая ключевая ставка, которая ограничила активность игроков. В IV квартале было заключено небольшое количество сделок, а спрос на лизинговые услуги заметно снизился. Тем не менее отметим, что потребность в обновлении подвижного состава остается высокой, что создает потенциал для восстановления рынка в будущем.

– А по итогам 2025 года, на Ваш взгляд, будет ли расти рынок железнодорожного состава? Какие типы грузовых вагонов сейчас наиболее востребованы у клиентов?

– Согласно статистике более 70% всех грузоперевозок составляют сырьевые грузы. Это означает, что динамика развития сырьевых компаний напрямую влияет на рост транспортных компаний.

В настоящее время сырьевые компании чувствуют себя достаточно уверенно. Поэтому потребность в перевозках сохранится на высоком уровне. Важным фактором, влияющим на рынок лизинга железнодорожной техники, является денежно-кредитная политика. По базовому сценарию ее смягчение ожидается в II полугодии 2025 года, что будет способствовать рос ту рынка. Еще один влияющий фактор – скорость перемещения грузов на сети. Чем она ниже, тем больше вагонов требуется для выполнения перевозок. Что касается востребованных типов вагонов, то в период с 2025 по 2032 год ожидается массовое списание полувагонов – более 200 тыс. ед. Также планируется списание около 20 тыс. цистерн. Это создаст устойчивый спрос на данные виды вагонов в среднесрочной перспективе, в частности, на цистерны для нефтепродуктов и химических грузов. Такие специализированные вагоны, как платформы для контейнерных перевозок, тоже остаются популярными, но объем их закупок сокращается. При этом наблюдается высокий спрос на узкоспециализированный подвижной состав – например, на цистерны для пищевых продуктов. В среднесрочной перспективе мы ждем, что объемы грузоперевозок будут продолжать расти, что создаст дополнительный спрос на вагоны повышенной грузоподъемности и новые типы вагонов. Тренд на контейнеризацию грузов будет стимулировать спрос на платформы для контейнерных перевозок и строительство новых транспортно-логистических центров.

– Насколько сбалансирован портфель лизинговых сделок в сегменте транспорта у вашей компании? Какие стратегические цели ставит перед собой "РЕГИОН Лизинг" в сфере лизинга подвижного состава на ближайшее время?

– Мы уделяем особое внимание формированию сбалансированного портфеля лизинговых сделок в сегменте транспорта и стремимся к тому, чтобы наш портфель был диверсифицирован как по типам активов, так и по риск-профилю. Каждую сделку тщательно анализируем, глубоко погружаясь в бизнес клиента. Такой подход позволяет нам понимать специфику его деятельности, оценивать потенциальные риски и предлагать персонализированные условия лизинга, которые соответствуют его потребностям и возможностям. Мы внимательно следим за всеми значимыми трендами в сегменте лизинга железнодорожной техники. Постоянное взаимодействие с производителями вагонов и другими участниками рынка позволяет нам оперативно реагировать на изменения и предлагать клиентам наиболее востребованные и актуальные продукты. Опыт последних лет подтверждает эффективность такого подхода: уровень просроченной задолженности остается стабильно низким, что свидетельствует о высоком качестве управления рисками и сбалансированности портфеля.

Согласно статистике более 70% всех грузоперевозок составляют сырьевые грузы.

Это означает, что динамика развития сырьевых компаний напрямую влияет на рост транспортных компаний. В настоящее время сырьевые компании чувствуют себя достаточно уверенно. Поэтому потребность в перевозках сохранится на высоком уровне.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

14.03.2025