21-08-25 / 2025
Новости отрасли
«У нас нет роскоши полагаться только на один прогноз»: к 2030 году в логистическом бизнесе останутся те, кто готов ко всем сценариям

Контейнерная логистика, долгие годы демонстрировавшая двузначный рост, впервые за 9 лет оказалась в зоне спада. И это не краткосрочное отклонение, а сигнал о перестройке целого рынка. И каким он будет через 5 лет, однозначного ответа не существует.

Планировать будущее своей компании предпринимателям надо, опираясь не на один сценарий, а на несколько. Отраслевики должна быть готовы к разным исходам, чтобы сохранить клиентов, маршруты, бизнес. Об этом на деловом семинаре "Контейнерные перевозки: логистика, цены, риски", организованном журналом РЖД-Партнер, рассказал к. э. н., независимый стратегический эксперт железнодорожной отрасли Алексей Лерон.

Гонка с самим собой

По мнению эксперта, к 2030 году развитие ситуации на контейнерном рынке может пойти по разным сценариям.

Пессимистичный сценарий. Сохранится спад, мир продолжит жить в условиях инфляции, геополитической турбулентности, а спрос на перевозки продолжит стагнировать. В этом случае ключевая задача для удержания бизнеса на плаву – сокращать издержки, усиливать операционную эффективность и удерживать клиентов даже при падении маржинальности.

Базовый сценарий. Рынок восстановится и пойдет в рост, прирост контейнерных перевозок будет составлять 4-6% в год, произойдет адаптация к новым маршрутам и стабилизация тарифов. Это значит, что работа будет идти без рывков, но и без обвала. Главный вызов для бизнеса – проявить устойчивость и гибкость.

Адаптационный сценарий. Произойдет активное развитие контейнерного рынка за счет диверсификации маршрутов и кооперации. Здесь ж/д может выиграть у конкурентов, если создаст удобные сквозные решения вместе с автотранспортом, морем и портами. В этом сценарии темпы прироста могут быть выше базовых, до 10% в год.

Инновационный сценарий. В нем выиграют те, кто рискнул сделать ставку на цифровизацию, автоматизацию, ESG-решения и новые технологические модели. Если отрасль успеет вложиться в цифровые сервисы, платформы управления грузопотоками, беспилотные технологии, произойдет не просто рост, а качественный скачок, где ж/д станет ядром мультимодальной системы. Потенциал прироста контейнерных перевозок – 10-15% в год и выше.

"Логика очень проста: мы не знаем, какой из сюжетов станет реальностью, но сильная компания – та, которая готова к каждому из них. И вместо вопроса "какой сценарий нас ждет к 2030 году?" надо задать вопрос "готовы ли мы к разным исходам?", – подчеркнул А. Лерон.

Готовность номер один

Чтобы быть готовым к каждому из сценариев развития, пережить шторм неопределенности в устойчивом положении, готовиться нужно уже сейчас. А. Лерон рассказал, какие стратегии поспособствуют адаптации и позволят создать прочный фундамент для бизнеса нового времени.

Диверсификация маршрутов. Сегодня нельзя зависеть от одного маршрута. Южное, северо-западное направления, МТК Север – Юг, альтернативные стыки через Каспий и Иран – это не резервы, а стратегический актив.

Инвестиции в цифровизацию и автоматизацию. Только цифровые сервисы позволяют управлять грузопотоком в реальном времени, ускоряют процессы, снижают количество ошибок и делают процессы прозрачнее для клиента. Без этого невозможно будет конкурировать.

Кооперация между операторами и портами. Логистический бизнес долго жил логикой "каждый сам за себя". Но сегодня выиграют те, кто работает вместе: создает единое расписание, интегрированные сервисы, сквозные тарифы. Кооперация – не про компромисс, а про синергию.

Развитие терминальной инфраструктуры – это бутылочное горлышко системы, здесь критичны инвестиции в новые мощности, современные перегрузочные комплексы, автоматизированные склады. Кто успеет, получит конкурентное преимущество.

Тарифная прозрачность и гибкость. Клиент должен понимать, за что он платит, и против жесткого тарифа должна существовать гибкая модель, например: либо скорость, либо цена; возможность выбрать тариф перевозки – базовый или премиум.

Оптимизация логистики "сквозного времени". Сегодня клиент считает не километры и не тонно-километры, а время от двери до двери. И выигрывает тот, кто сокращает это время до минимума.

Устойчивые мультимодальные решения. Будущее за комбинацией жд+авто+море+авиа. Там, где ж/д встроена в мультимодальные цепочки, создается устойчивость. Это позволяет нивелировать риски и дать клиенту лучший баланс цены, скорости, надежности.

"Стратегия адаптации – не теория, а конкретные проекты и шаги, которые можно реализовывать уже сейчас, и именно они определяют, кто в 2030 году будет лидером рынка", – резюмировал А. Лерон.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер21.08.2025