Локомотиворемонтный комплекс продолжает процесс цифровизации систем диагностики и расширяет применение предиктивных методов обслуживания локомотивной техники. Например, сегодня активно автоматизируется контроль за выявленными неисправностями, замечаниями. Новые технологии мониторинга позволяют оценить потенциальные риски и принять упреждающие меры. Как рассказал генеральный директор ГК "ЛокоТех" Андрей Власенко, сегодня на постоянной основе проводится анализ статистики отказов оборудования, которые приводят к постановке локомотивов на неплановый ремонт. "Мы ведем непрерывную работу по поддержанию уровня эксплуатационной надежности машин, в том числе за счет внедрения адресных мероприятий, в реализацию которых вовлечены локомотивостроительные заводы, а также производители комплектующих", – сообщил менеджер.
Локомотивостроители и сами инициируют прогрессивные решения в диагностике за техническим состоянием техники. "Здесь мы целимся, чтобы все наши локомотивы находились в зоне нулевого отказа на линии", – рассуждает заместитель генерального директора АО "ТМХ" по техническому развитию Михаил Рожков.
К настоящему времени на электровозах семейства "Ермак" реализована бортовая предиктивная диагностика, в будущем она будет расширяться. "Пока это не покрывает 100% систем, но мы движемся в этом направлении, постепенно эту систему развиваем", – отметил М. Рожков.
Продвинутые технологии дают результат. К примеру, около двух лет назад стала внедряться СВЧ плазменная диагностика. За счет обнаружения металлических вкраплений в моторном масле она может предсказать порядка 40% возможных отказов дизельного оборудования в перспективе 3-6 месяцев, проинформировал М. Рожков.
Несомненное достоинство локомотивов новых серий – в том, что они способны за счет микропроцессорных систем управления и диагностики передавать данные о корректности работы узлов в электронную систему, что дает возможность вовремя предотвратить выход из строя, уточняет управляющий директор ГК "ЛокоТех" по эксплуатации Юрий Позднышев.
Высокое качество обслуживания нового парка призвана обеспечить концепция создания локомотивных платформ. Производители тягового подвижного состава в настоящее время развивают линейку новой продукции, реализуя принципы унификации и модульности разработок. За счет этого локомотивостроители получат определенный пул ключевых компонентов подвижного состава (это, в частности, экипажная часть, кабина машиниста, система управления локомотивом), которые будут едиными для всего нового локомотивного парка, пояснил генеральный директор ООО "ТМХ Инжиниринг" Дмитрий Петраков.
Как пример, первые образцы маневровых локомотивов – тепловоза с асинхронным приводом ТЭМ23 и контактно-аккумуляторного электровоза ЭМКА2, которые даже внешне схожи. "Человек, не являющийся профессионалом в отрасли, из отличий увидит только, что на первом есть две трубы, а у второго – пантограф", – сказал Д. Петраков.
Платформенные решения, вопервых, позволят повысить серийность новой техники, что положительно скажется на ее надежности, а также на финансовых показателях проекта.
"Это упростит логистику с точки зрения обеспечения запасными частями депо. Что немаловажно, это облегчит обучение персонала, потому что не надо учить, например, обслуживанию разных типов электродвигателей, когда можно на одном типаже отработать", – объяснил менеджер.
Если говорить о конкретных сериях, то на горизонте до 2030-2035 годов принцип унификации, к примеру в ТМХ, планируют распространить на пассажирские электровозы ЭП21/22 и двухсистемные 2ЭС23, предназначенные для ускоренных контейнерных перевозок. В СТМ намерены развивать платформу, основой которой уже стал грузовой локомотив 3ЭС8 "Малахит", рассказал заместитель гендиректора АО "Группа "Синара" Антон Зубихин. Впервые должно появиться платформенное решение для совмещения конструкций магистральных электровоза и тепловоза. Речь идет о 2ЭС9 и 3ТЭ30, предназначенных для тяжеловесного движения на Восточном полигоне.
По словам Д. Петракова, одна из задач производителя – чтобы для локомотивной бригады с точки зрения управления машиной принципиально не было разницы, электровоз это или тепловоз. Эксплуатационникам это поможет более гибко управлять кадровым фондом.
"Понятно, что тепловоз от электровоза будет всегда отличаться, но процент унификации в 60-70% мы выдерживаем", – в свою очередь уточнил М. Рожков.
В конечном счете концепция создания локомотивных платформ направлена на повышение надежности парка, добавил он. "Унификация – это, по сути, единые подходы к ремонту и тепловозов, и электровозов. И здесь мы видим, что это движение точно даст значительные и серьезные эффекты в качественном выполнении сервисных и ремонтных работ", – убежден представитель ТМХ.
Высокое качество обслуживания нового парка призвана обеспечить концепция создания локомотивных платформ. Производители тягового подвижного состава в настоящее время развивают линейку новой продукции, реализуя принципы унификации и модульности разработок
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 28.10.2025 |