Ветку Кызыл-Курагино могут построить на новых условиях
Проект 400-километровой железнодорожной ветки в Туве Кызыл-Курагино, не реализованный в рамках концессии, может стать частью коридора Россия-Монголия-Китай. По планам властей стройка будет финансироваться на возвратные средства, хотя банки пока не заявляют о готовности участвовать, а эксперты и участники рынка видят в проекте заметные риски. Так, сбыт коксующегося угля с Элегеста может быть затруднен конкуренцией с углем из Монголии и слабой развитостью промышленности в Западном Китае.
Возрождать проект железной дороги Кызыл-Курагино с продлением в Монголию и Китай предполагается на условиях возвратного финансирования. "Прорабатывается вопрос продолжения этой линии через Тыву и Монголию в направлении Китая, - сообщил в кулуарах ВЭФ первый замглавы Минтранса Валентин Иванов. - Нужно оценить стоимость капитальных вложений, техническую возможность реализации строительства и возможность возврата средств". Источники финансирования господин Иванов не уточнил.
Генеральный директор Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ) Ирина Магнушевская говорит, что проект анализируется. "Сейчас на нас вышла Республика Тыва, совместно с Минтрансом будем делать работу по Кызыл-Курагино", - сказала она на сессии ВЭФ. По ее словам, с учетом сложностей, проведения изысканий проект может быть реализован к 2035 году. Она уточнила "Ъ", что рассматриваются различные трассировки.
По данным "Ъ", в августе вслед за поручением по итогам совещания у первого вице-премьера Дениса Мантурова у угольных компаний запрашивали информацию о заинтересованности в поставках угля в Китай через Монголию по планируемой железной дороге от станции Курагино. Из поручения следует, что рассматривается два варианта: через Монголию до границы с КНР и только под грузовое движение и в виде коридора от Кузбасса до китайской границы от Севморпути.
Первоначальное соглашение о строительстве дороги Кызыл- Курагино протяженностью 410 км было подписано на ПМЭФ-2008 с экс-сенатором, основателем Межпромбанка Сергеем Пугачевым. Дорога должна присоединить к железнодорожной сети Элегестское месторождение с запасами 855 млн тонн коксующегося угля. В 2018 году с владеющим лицензией на Элегест Русланом Байсаровым было подписано концессионное соглашение сроком на 30 лет, стоимость проекта оценивалась в 192,4 млрд руб. Но через три года из-за недостатка средств и разной оценки масштаба проекта концессию приостановили на срок до пяти лет без штрафов для сторон.
О возрождении линии Кызыл- Курагино в конфигурации Россия-Монголия-Китай заговорили в 2022 году. Линия фигурировала в проекте Минтранса по развитию железнодорожной инфраструктуры в сообщении с Китаем, Монголией и Казахстаном до 2030 года суммарной стоимостью $31 млрд. Также Кызыл-Курагино включают в проект "вертикальной" железной дороги, соединяющей Севморпуть с китайской границей и охватывающей планируемые оба Северных широтных хода и Северо-Сибирскую магистраль. Губернатор Красноярского края Александр Усс в апреле говорил "Ъ-Сибирь", что проект Кызыл-Курагино в конфигурации Россия-Монголия-Китай позволит снизить нагрузку на БАМ и Транссиб на 20%, нарастив внешнеторговый оборот с Китаем и Монголией.
В понедельник президент РФ Владимир Путин на уроке школьников Кызыла говорил, что проект ветки Кызыл-Курагино "не развивается должным образом". "Изначально те, кто планировал, хотели превратить это чисто в коммерческий проект, - объяснил президент. - Но руководство республики все-таки настаивает на том, чтобы и этот проект был реализован именно и прежде всего в интересах людей, которые проживают в республике в различных населенных пунктах".
Источник "Ъ" в угольной отрасли отмечает, что с точки зрения реализации угля Элегеста проект выглядит сомнительно, поскольку запад Китая в промышленном отношении недостаточно развит, а Монголия вообще конкурирует с Россией на рынке коксующегося угля.
В ВЭБ.РФ "Ъ" сообщили, что потенциально проект Кызыл-Курагино интересен, но на рассмотрение в новой конфигурации пока не поступал. Сегодня в ВЭБ.РФ рассматривают два крупных проекта строительства железнодорожной инфраструктуры - высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург и Восточный полигон. В других банках не ответили "Ъ" или отказались от комментариев.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что, планируя крупные инфраструктурные проекты на пять-десять лет, РФ упускает из виду изменение технологического уклада Китая, демографический спад и рост внимания к экологическим вопросам. Он напоминает, что Китай ежегодно вводит 200 ГВт возобновляемых мощностей, что влияет на потребление энергетического угля, а на поставки коксующегося влияет спад в строительстве. С учетом конкуренции между банками за инфраструктурные проекты, достаточно прибыльные для подрядчиков, есть шанс дать ход не самому эффективному, предостерегает господин Бурмистров.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Коммерсантъ | 04.09.2024 |