11-11-25 / 2025
Новости отрасли
Транспортная артерия Евразии – коридор «Север–Юг»

Международный транспортный коридор "Север-Юг" (МТК СЮ) сегодня превратился в один из наиболее амбициозных и стратегически важных инфраструктурных проектов на евразийском пространстве. Фундаментальная цель проекта, как подчеркивают эксперты, заключается в создании высокоэффективной и конкурентоспособной альтернативы традиционному морскому маршруту через Суэцкий канал для грузопотоков, следующих из Индии, стран Персидского залива и Ирана в Европу и обратно.

Текущие показатели и результаты

Как известно, ключевым сравнительным преимуществом МТК СЮ является сокращение расстояния перевозки более чем в два раза, что напрямую трансформируется в существенное снижение временных и финансовых издержек для грузовладельцев, делая сухопутно-морскую логистику значительно более предсказуемой.

Оживленная практическая деятельность в рамках коридора находит свое отражение в регулярных отчетах железнодорожных администраций стран-участниц. Яркой иллюстрацией динамики стало XV заседание рабочей группы администраций железных дорог России и Казахстана, по итогам которого пресс-служба "Казахстан Темир Жолы" (КТЖ) обнародовала впечатляющие результаты совместной работы за первый квартал 2025 года. Согласно этим данным, контейнерные перевозки исключительно по восточной железнодорожной ветке МТК СЮ продемонстрировали рост, превысив показатель в 1 тысячу TEU и увеличившись на 63% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Параллельно транзитные контейнерные перевозки по территории Казахстана в сообщении между Россией и Китаем выросли на 30%, достигнув объема в 132 тысячи TEU. Не менее показательными являются успехи в области перевалки сырьевых грузов: так, транзит казахстанского угля через Россию на экспорт в первом квартале 2025 года составил более 2,3 миллиона тонн, что на 44,5% больше, чем годом ранее. Из этого объема 1,3 миллиона тонн было перевалено через порты российского Северо-Запада, а еще 900 тысяч тонн – через порты Азово-Черноморского бассейна, где был зафиксирован пятикратный рост. В планах КТЖ – дальнейшая интенсификация экспортных поставок угля через российские портовые хабы. Кроме того, за последние полгода, с сентября 2024 по апрель 2025 года, через северо-западные порты России было отгружено свыше 650 тысяч тонн казахстанского зерна, что подтверждает растущую диверсификацию грузовой базы.

Структура коридора

Структурно Международный транспортный коридор "Север-Юг" представляет собой сложную мультимодальную систему, которая проходит по железной дороге от портов Северо-Запада России, таких как Санкт-Петербург, до иранского порта Бендер-Аббас на побережье Персидского залива. В обход Каспийского моря сформированы два основных сухопутных ответвления: западная ветка, которая проходит через территорию Азербайджана и далее в Иран, и восточная ветка, следующая через Казахстан и Туркменистан, а также в Иран. Третьим, критически важным звеном является транскаспийский маршрут, который связывает морскими линиями российские порты в Астрахани и Махачкале с казахстанским портом Актау, азербайджанским Баку и северными иранскими портами, обеспечивая гибкость в логистических схемах.

К 2025 году грузооборот по направлению МТК "Север – Юг" должен быть удвоен и достичь как минимум 30 миллионов тонн, а к 2030 году – возрасти до 35 миллионов тонн. Достижение этих рубежей потребует скоординированных усилий всех участников проекта и значительных инфраструктурных инвестиций.

Экспертная оценка: логистические и экономические перспективы

Эксперты единодушно признают растущую роль коридора в новой логистической архитектуре Евразии. Председатель комитета по транспорту и логистике Делового Центра экономического развития СНГ Екатерина Еремина отмечает, что "значение МТК для России выходит далеко за рамки транзитных поставок – коридор обеспечивает устойчивость внешней торговли, сокращает сроки доставки в два раза и снижает совокупные транспортные издержки". Она связывает резкий рост интереса грузоотправителей к коридору за последние три года с комплексом причин: это и рост стоимости фрахта и страховых сборов на морских линиях, и хроническая перегруженность Суэцкого канала, и активное развитие цифровых инструментов, которые делают сухопутные маршруты более прозрачными и управляемыми.

По ее оценке, наиболее проработанной и надежной на сегодня является западная ветка, где реализуются масштабные инфраструктурные проекты, в частности, завершение строительства железнодорожного участка Решт-Астара в Иране. В то же время восточная ветка обладает высоким потенциалом благодаря полному железнодорожному покрытию и перспективам выхода к пакистанским портам и далее к Индийскому океану. Транскаспийская же ветка остается гибким дополнением, активно используемым для наливных и насыпных грузов, хотя ее потенциал ограничен погодными условиями и состоянием паромного флота на Каспии. "В среднем время доставки по коридору составляет от 18 до 30 дней в зависимости от маршрута, что значительно быстрее, чем через Суэцкий канал. Стоимость перевозки контейнера – на 20-30% ниже, чем при морском маршруте, особенно при доставке вглубь континента", – констатирует Е. Еремина. При этом она указывает и на сохраняющиеся вызовы, главные из которых – инфраструктурные "узкие места" в виде пропускной способности погранпереходов, нехватки перегрузочных мощностей в портах Каспия, а также административные барьеры, связанные с различиями в таможенных процедурах и отсутствием единых тарифов.

Налоговые аспекты и регуляторная среда

Экономическое и фискальное измерения проекта комментирует доцент Финансового университета при Правительстве РФ Елена Смирнова. Она акцентирует, что более 70% российского товарооборота приходится на азиатские страны, поэтому значимость коридора сложно переоценить. Что касается налоговых аспектов, Е. Смирнова поясняет: "В настоящее время не выделяются отдельные налоговые льготы для лиц, осуществляющих железнодорожные перевозки именно по МТК СЮ, однако напомню про применение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при осуществлении услуг по международной перевозке товаров железнодорожным транспортом". При этом она предупреждает о важности корректного документального оформления: "Важным условием применения нулевой ставки является перевозка не только по территории Российской Федерации, поэтому принципиально корректно оформлять договоры, а также товаросопроводительные документы для избежания налоговых споров".

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин в своих оценках исходит из того, что "развитие международных транспортных коридоров будет способствовать росту эффективности выхода российских компаний на внешние рынки, повышению объемов транзитных грузов, выстраиванию долгосрочных партнерских отношений с дружественными странами". Он прогнозирует, что полноценное функционирование МТК "Север-Юг" позволит не только увеличить объемы взаимной торговли, но и создать новые рабочие места, повысить уровень национального благосостояния, стимулировать строительство специальных экономических зон и индустриальных парков вдоль всего транзитного пути.

Отдельно Д. Морковкин выделяет экологический аспект, указывая на возможность "уменьшить загрязнение окружающей среды в связи с частичным переходом грузопотоков с морского транспорта на железнодорожный". Важнейшим условием для раскрытия этого потенциала он считает координацию действий стран-партнеров в смежных секторах, включая электроэнергетику, связь и, что особенно важно, цифровизацию всех процедур. "В современных условиях цифровизация международных мультимодальных перевозок ускорит функционирование МТК СЮ. В частности, это позволит снизить административные барьеры, упростить процедуры пересечения границы", – убежден эксперт.

Значение для стран Центральной Азии

Особая значимость МТК СЮ заключается в его привлекательности для стран Центральной Азии, для которых проект открывает стратегические возможности по преодолению ограничений, связанных с их континентальным, внутриматериковым расположением и отсутствием прямого выхода к Мировому океану. Реализация коридора позволяет в несколько раз повысить транзитный потенциал всего Центрально-Азиатского региона, поскольку предоставление своей территории для международного транзита традиционно генерирует стабильные доходы и стимулирует развитие внутренней инфраструктуры.

Через выход к морю с использованием иранских и индийских портов центральноазиатские государства получают долгожданный доступ к глобальным морским торговым путям, что сулит им не только устойчивый экономический подъем, но и интенсификацию межгосударственных контактов, налаживание более тесных политических и экономических связей с крупными региональными державами Южной Азии и Персидского залива. В перспективе страны ЦА ожидают от МТК СЮ расширения инвестиционного сотрудничества с Индией, Ираном и аравийскими монархиями, а также притока их высококачественной продукции на местные рынки.

Несмотря на существующие вызовы – инфраструктурные ограничения, административные барьеры и необходимость дальнейшей координации между странами-участницами, – потенциал коридора продолжает раскрываться. Его стратегическое значение выходит далеко за рамки транспортной логистики, становясь катализатором экономической интеграции, стимулом для регионального развития и важным инструментом укрепления торговых связей между странами Евразии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер11.11.2025