В соответствии с государственной программой повышения безопасности движения на железнодорожном транспорте предполагается широкое внедрение и использование устройств, предназначенных для механизированного торможения и закрепления составов на стационарных путях и остановки движущихся отцепов в конце сортировочных горок.
Такой подход позволит в перспективе отказаться от тяжелого ручного труда по выполнению данных операций и значительно повысить уровень безопасности работы персонала. То есть традиционные тормозные башмаки наконец уйдут в прошлое.
В реализации данной программы решили принять участие и члены студенческого научного коллектива кафедры "Теоретические основы электротехники" Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС). Как рассказал заведующий этой кафедрой профессор Константин Ким, ученые вуза разработали новый тип вагонного замедлителя-стопора, вызывающего тормозное усилие с помощью энергии электромагнитного поля.
Основу конструкции составляет статор линейного асинхронного двигателя, создающий бегущее навстречу движению вагона магнитное поле. Оно, в свою очередь, возбуждает вихревые токи в колесах.
В результате на них действует электромагнитная сила, направленная в противоположную сторону движения вагона, способная останавливать подвижной состав. Причем в этом случае торможение осуществляется без какого-либо механического контакта неподвижной части замедлителя с движущейся колесной парой.
Благодаря этому значительно снижается износ поверхности катания колес в процессе эксплуатации. Это же электромагнитное поле в дальнейшем используется и для фиксации остановленного вагона.
По словам Константина Кима, новый вагонный замедлитель управляется оператором дистанционно либо работает в полностью автоматическом режиме. Очень важно, что его можно будет использовать для торможения как тяжеловесных составов массой до 10 тыс. тонн, так и отдельных вагонов на сортировочных горках.
Согласно расчетам ученых ПГУПСа, потребляемая новым устройством мощность не превышает 5 кВт. Время его перевода в рабочее и исходное положение составляет менее одной минуты, что обеспечивает высокую эффективность процесса роспуска подвижного состава на сортировочных горках.
Как уточнил Константин Ким, с помощью новшества можно будет надежно закреплять составы как с головы, так и с хвоста поезда на станциях с целью предотвращения самопроизвольного ухода вагонов на перегон в сторону уклона после отцепки локомотива.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 01.12.2015 |