Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий (АНО "ИПЕМ"):
Общий объем российского экспорта продукции железнодорожного машиностроения в 2016 году оценивается в $437 млн, это всего 1,1% от мирового экспорта данной продукции.
При этом большая часть наших поставок (36,2%) пришлась на грузовые вагоны, почти треть (33,5%) – на запасные части, а 22,2% – на моторвагонный подвижной состав. Локомотивы, путевая техника и пассажирские вагоны заняли в общем объеме экспорта от 2 до 3%.
Между тем, по нашим оценкам, доступный отечественным машиностроителям объем мирового рынка в нынешнем году достигает $9,6 млрд, а в 2025 году он возрастет до $12,2 млрд. В числе потенциальных потребителей российской железнодорожной техники – железные дороги стран СНГ, Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.
Но, чтобы активнее выходить на эти рынки, нашим производителям необходимо решить ряд проблем.
Одна из них заключается в том, что каждая рельсовая система имеет свои требования, стандарты и нормативы. Поэтому экспортируемую технику нужно к ним адаптировать.
Кроме того, на международном рынке существует высокая конкуренция со стороны признанных лидеров (фирмы Alstom, Bombardier, Siemens) и новых игроков (фирма CRRC, Китай). К продукции предъявляются высокие технические требования, в том числе и в развивающихся странах. Производители техники должны учитывать специфику каждого географического рынка и заказчиков (операторов) подвижного состава. Многие из них предъявляют обязательное требование – финансировать закупки по низким кредитным ставкам. Также широко распространена практика сдачи проектов "под ключ".
Поэтому, чтобы достичь намеченного Правительством РФ трехкратного роста экспорта продукции отечественного железнодорожного машиностроения к 2025 году (до $1,2 млрд в год), предприятиям-производителям при поддержке государства предстоит проделать большую работу для решения данных проблем.
В случае успеха поступление налогов в консолидированный бюджет от поставок за рубеж железнодорожной техники составит 7,9 млрд руб. в год.
Александр Конюхов,
главный научный сотрудник отделения "Транспортное материаловедение" АО "ВНИИЖТ", д.т.н.:
Повысить технические характеристики подвижного состава позволяет применение алюминиевых сплавов в конструкциях кузовов пассажирских и грузовых вагонов. В частности, при этом снижается коэффициент тары вагона и возрастает его коррозионная стойкость. На ряде российских предприятий, например на Уралвагонзаводе, уже созданы опытные грузовые вагоны из таких сплавов.
Но для широкого их использования на сети железных дорог нужно разработать и принять ряд нормативных документов, в том числе ряд ГОСТов, определяющих требования к изделиям из алюминиевых сплавов, используемым для изготовления кузовов пассажирских и грузовых вагонов. К этой работе, по моему мнению, следует привлечь специалистов ВНИИЖТа, ВНИИНМАШа, "РУСАЛа", а также вагоноремонтных и вагоностроительных заводов.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 05.07.2017 |