30-10-25 / 2025
Новости отрасли
Терминалы общего доступа

Холдинг "РЖД" принимает активное участие в реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры международного транспортного коридора Север – Юг, а также коридоров, расположенных на азово-черноморском и восточном направлениях. О том, какая работа ведется с грузовыми терминалами, рассказывает начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом Алексей Бельский.

– Алексей Юрьевич, какую роль играет терминально-складской комплекс ОАО "РЖД" в работе международных транспортных коридоров (МТК)?

– Для обеспечения возрастающего грузопотока со странами Ближнего Востока и Азии президентом РФ и федеральными органами исполнительной власти поставлены амбициозные задачи. В их числе – развитие транспортно-логистической деятельности и инфраструктуры транспортных коридоров.

Центральная дирекция участвует в реализации проекта Минтранса России "Формирование сети транспортно-логистических центров". Он направлен на достижение показателя по увеличению доли экспорта несыревых неэнергетических товаров не менее 70% к уровню 2020 года и включает в себя 61 проект развития и строительства транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в припортовых зонах, сухих портах, местах концентрации экспортнориентированных производств, крупных железнодорожных узлах и городских агломерациях. 17 из 61 проекта касаются строительства новых терминалов и обновления действующих, таких как "Первая Речка", "Хабаровск-2", "Тальцы", "Юрьевец", "Сыктывкар", "Кунцево-2", "Гродеково", "Забайкальск", "Москва-Южный Порт", "Мурманск", "Доскино", "Тихорецкая", "Приволжье", "Белгород", "Нижнекамск". В частности, планируется провести модернизацию и реконструкцию контейнерных и универсальных площадок с расширением их площади, увеличить полезную длину путей и грузовых фронтов, оснастить эти объекты необходимым грузоподъемным оборудованием. По итогам реализации проекта предусмотрен прирост перерабатывающих способностей сети ТЛЦ более чем на 1,2 млн ДФЭ в год.

Мероприятия по развитию в рамках проекта "Формирование сети транспортно-логистических центров" уже реализуются на грузовых терминалах "Первая Речка", "Хабаровск-2", "Тальцы", "Юрьевец", "Сыктывкар", "Кунцево-2", "Гродеково", "Забайкальск", "Москва-Южный Порт", "Доскино", "Приволжье".

– Назовите наиболее крупные проекты, направленные на увеличение объемов перевозок контейнерных грузов в направлениях МТК.

– В 2024 году приняли первые грузы на модернизированном ТЛЦ "Сыктывкар" в Республике Коми и первой построенной контейнерной площадке с зоной таможенного контроля ТЛЦ "Южный Порт".

В 2025 году в рамках обновления ТЛЦ "Сыктывкар" удлинены пути для возможности приема составов сразу из 57 вагонов (ранее – не более 28). Это позволит уменьшить количество маневровых операций и ускорить погрузочно-разгрузочные работы. На 70% увеличили площади для хранения грузов, теперь они одновременно вмещают свыше 770 контейнеров ДФЭ. Развитие терминала "Сыктывкар" позволит нарастить объемы перевозок. Отсюда организована регулярная отправка контейнерных поездов. В частности, ведется погрузка контейнеров с экспортными пиломатериалами, которые доставляются в Китай.

Как я уже сказал, в 2024 году открыта первая контейнерная площадка в ТЛЦ "Южный Порт", завершающая создание грузового каркаса в Москве. Перерабатывающая способность терминала на данном этапе составляет более 90 тыс. ДФЭ в год. На базе ТЛЦ успешно реализуются услуги в сегменте 3PL, предоставляющие комплексные решения по контейнерной транспортировке грузов как для основного партнера – завода "Москвич", так и для других промышленных предприятий столицы. Развитие ТЛЦ "Южный Порт" продолжается, в 2026 году запланировано открытие второй контейнерной площадки, строятся инфраструктурные объекты, а расширение технических и коммерческих возможностей (включая предоставление таможенных услуг) открывает новые горизонты для логистического бизнеса ОАО "РЖД". В настоящее время спрос на транспортрировку у предприятий малого и среднего бизнеса позволяет возобновить перевозку сборных грузов.

В планах – создание торгово-логистического маршрута Средняя Волга – Каспий – Персидский залив и ТЛЦ "Поволжский" на базе терминалов станций Саранск, Ульяновск-1 и Ульяновск-3. Его цель – предоставление комплексных услуг российским экспортерам, чьи производства расположены в Мордовии, Ульяновской области и прилегающих регионах Приволжского и Центрального федеральных округов. Проект предусматривает строительство складского транзитного центра консолидации и отгрузки экспортной продукции, транспортируемой из регионов Поволжья через терминалы "Саранск" и "Ульяновск" для перевалки через порт Новороссийска с использованием склада на станции Анапа и далее в Индию.

– Важную роль для клиентов, осуществляющих международные перевозки, играет скорость прохождения необходимых процедур на железнодорожных пограничных пунктах пропуска. Что делается для минимизации барьерных мест?

– Этот вопрос имеет стратегическое значение для ускорения транзита, экспорта и импорта грузов с учетом переориентации внешней торговли России на новые рынки, развития МТК.

За период 2018-2024 годов мы создали необходимую инфраструктуру на пунктах пропуска Наушки, Забайкальск, Гродеково, Калининград. В результате сократилось время нахождения вагонов в ожидании досмотровых операций, была усовершенствована технология перегруза вагонов с колеи 1520 и 1435 мм. Перерабатывающая способность пунктов пропуска за этот период выросла вдвое.

В 2021 году выполнен первый этап реконструкции пункта перегруза вагонов на станции Гродеково, в результате которого вдвое увеличена перерабатывающая способность, втрое, до пяти часов, сокращено время нахождения под грузовыми операциями, обеспечено формирование контейнерного поезда из 71 условного вагона за две подачи за 14 часов. Для устойчивого наращивания грузопотока в экспортно-импортном и транзитном сообщении на терминале станции Гродеково запланировано строительство контейнерной площадки емкостью не менее 750 ДФЭ с возможностью хранения груженых и порожних контейнеров до пяти ярусов, а также путей колеи 1435 и 1520 мм длиной не менее 550 м

каждый. Это позволит увеличить максимальную расчетную мощность терминала на 45 тыс. ДФЭ в год.

В 2024 году для обеспечения бесперебойной работы пункта пропуска Наушки увеличено количество досмотровых мест с 6 до 12, построен крытый склад площадью 1589 кв. м.

В 2022 году на станции Забайкальск завершено строительство пункта перегруза вагонов с колеи 1435 мм на 1520 мм. Грузовые площадки оборудованы девятью козловыми кранами с возможностью работы с грузом до 100 тонн, построен склад с холодильным оборудованием. Реализация этапа реконструкции позволила сократить среднее время нахождения вагона под перегрузом и увеличить перерабатывающую способность пункта перегруза.


Источник Дата Наименование материала

Транспортно-логистический вестник РЖД

30.10.2025