С декабря 2007 года по сентябрь 2025 года накопленный рост тарифов РЖД достиг 442%, а уровень ставок аренды полувагонов увеличился лишь 92%
Операторы железнодорожных вагонов исчерпали резервы для снижения ставок из-за опережающего роста тарифов РЖД. Такое заявление прозвучало в докладе исполнительного директора Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Игоря Санковского на конференции "Логистика угля-2025".
С декабря 2007 года по сентябрь 2025 года накопленный рост тарифов РЖД достиг 442%, что в 4,4 раза превышает уровень 2007 года. За этот же период инфляция составила 368%, а уровень ставок аренды полувагонов, напротив, остается крайне низким и составляет лишь 92% от показателей 2007 года.
По словам Санковского, операторский бизнес полностью исчерпал возможности для маневра и экономит на всем, включая критически важные направления. За девять месяцев 2025 года капитальный ремонт прошли только 31,2 тысячи грузовых вагонов, что на 58,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объемы деповского ремонта также сократились на 7,9%, их выполнили для 236,8 тысячи вагонов. Более 200 тысяч вагонов, временно не востребованных для перевозок, были отставлены в долгосрочный отстой.
Особую озабоченность у операторов вызывают неподконтрольные им расходы, в первую очередь тариф на порожний пробег, который РЖД индексирует опережающими темпами. Как отметил исполнительный директор СОЖТ, регулятор в настоящее время уже рассматривает предложение РЖД о дополнительной индексации этого тарифа еще на 10%. Это повышение должно будет пройти в дополнение к общей индексации тарифов на грузовые перевозки, запланированной на 1 декабря 2025 года.
Данная мера ударит по себестоимости перевозок угля в первую очередь, поскольку с Дальнего Востока в центральную Россию порожними возвращаются около 90% всех полувагонов из-за отсутствия для них обратного груза. В таких условиях дополнительная индексация тарифа на порожний пробег будет означать прямое увеличение платежей, которые несет грузоотправитель.
Санковский предупредил, что снижение объемов перевозок угля из-за растущей логистической нагрузки запустит цепную реакцию. Это негативно скажется на инвестиционных планах операторов, которые будут вынуждены свернуть или отложить программы по приобретению новых полувагонов, в том числе инновационных моделей. Ухудшение экономического состояния операторского бизнеса, в свою очередь, окажет прямое влияние и на ситуацию в вагоностроительной отрасли, создавая системный кризис.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба России разработала проект, который заменяет принцип тарифообразования "инфляция минус" для железнодорожных перевозок на новую модель, основанную на "композитном индексе ценового давления".
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
LOGIRUS |
14.10.2025 |