Впервые за последние три года объемы перевозок нефтепродуктов на железной дороге не снизились
ОАО "РЖД" за первые два месяца 2019 года нарастило погрузку высокодоходных грузов, в частности нефтепродуктов до 39,5 млн тонн (+0,1% к аналогичному периоду прошлого года). Впервые за последние три года объемы перевозок этой грузовой номенклатуры
не снизились. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" (ЦФТО), в 2018 году погрузка нефтяных грузов составила 237 млн тонн, что на 2 млн тонн выше, чем годом ранее.
"Мы стали чаще предлагать рынку скидки, и впервые за три года объемы перевозки нефти и нефтепродуктов не снизились", – отметил на одном из последних совещаний заместитель генерального директора – начальник ЦФТО Алексей Шило.
По его словам, возможность формирования гибкой тарифной политики позволяет компании повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
Это позволило ОАО "РЖД" в феврале нарастить погрузку прибыльных грузов II и III тарифных классов, в том числе нефтепродуктов. "Тенденцию роста перевозок нефтепродуктов мы ощутили в работе компании.
Это результат так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли (комплекс мер, направленный на увеличение переработки нефти в стране; "Гудок" подробно писал об этом в январе 2019 года. – Ред.), который поменял ситуацию. То есть стало выгоднее производить нефтепродукты и вывозить за границу, чем экспортировать сырую нефть. Второй момент – на нашу нефть был больший спрос, так как Иран и Венесуэла стали меньше ее добывать, и российские предприятия этим воспользовались", – прокомментировал "Гудку" советник генерального директора ООО "Балттранссервис" Владимир Прокофьев. Однако есть риски, что эту позицию железнодорожному транспорту будет трудно удержать.
Добыча нефти в России ежегодно находится примерно на одном уровне, а сеть трубопроводных магистралей продолжает развиваться, в том числе для нефтепродуктов. К примеру, в прошлом году ПАО "Транснефть" (национальный оператор нефтепроводов и нефтепродуктопроводов) ввело в промышленную эксплуатацию магистральный нефтепродуктопровод проекта "Юг" Волгоградский НПЗ – Тингута – Тихорецк – Новороссийск, что позволило создать инфраструктуру для транспортировки трубопроводным транспортом дизельного топлива в направлении российского порта Новороссийск и экспорта с Черноморского побережья России в европейские страны в объеме до 6 млн тонн в год. А в начале марта этого года АО "Транснефть – Верхняя Волга" завершило подключение к Кольцевому магистральному нефтепродуктопроводу вокруг Москвы. По словам вице-президента ПАО "Транснефть" Сергея Андронова, объем перевозок нефтепродуктов по "трубе" растет – в прошлом году компания увеличила их прокачку до 39,2 млн тонн (+18,4% к 2017 году). В 2019 году топ-менеджер ожидает роста объемов на 2,8% – до 40,3 млн тонн. "Конкуренция со стороны трубопроводного транспорта по-прежнему давит на сегмент – за последние шесть лет было введено около 4,5 тыс. км магистральных нефтепроводов, – считает заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная вагонная компания" Лейсана Коробейникова. – Однако железная дорога может удержать позиции за счет энергетических газов – в 2018 году их перевозки остались на уровне прошлого года.
В мае 2019-го начнет работать комбинат "ЗапСибНефтехим" в Тобольске, который будет потреблять около 3 млн тонн сжиженных углеводородных газов (и к которому не подведен провод для транспортировки широкой фракции легких углеводородов – ШФЛУ, что подразумевает перевозку грузов для комбината железнодорожным транспортом. – Ред.)". Как ранее отмечал президент АО "СГ-транс" Сергей Калетин, в сегменте перевозок сжиженных углеводородных газов вопрос конкуренции с трубопроводным транспортом не стоит так остро, как в случае с нефтеналивными грузами.
"У ШФЛУ-проводов и железнодорожного транспорта отдельные задачи.
Трубопроводы, как правило, включены в технологическую схему производства конечной продукции в рамках крупных производственных комплексов. Вопрос расширения сети ШФЛУ-проводов поднимается регулярно (имеется в виду строительство трубопровода Сибирь – Поволжье), однако в среднесрочной перспективе мы не ожидаем обострения конкуренции таких трубопроводов с железной дорогой", – подчеркнул господин Калетин. "РЖД намерены в ближайшее время информировать грузоотправителей о планах ремонта инфраструктуры в летний период.
Хотя перевозчики неоднократно заявляли о том, что готовы вывозить все предъявленные им грузы, планы по ремонтам могут внести свои коррективы как в изменение маршрутов перевозок, так и в объемы", – считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 13.03.2019 |