07-07-25 / 2025
Новости отрасли
Строительные грузы: конъюнктура ухудшается, ограничения со стороны РЖД остаются

С начала года продолжается падение на сети РЖД погрузки строительных грузов: в I полугодии спад к прошлогоднему уровню составил почти 19,5% (погружено 46,5 млн т). При этом в июне ее объемы упали на 14%, до 9 млн т.

Падают объемы – снижаются цены

Негативную динамику демонстрируют железные дороги в различных регионах страны. Так, в I полугодии отправки строительных грузов на Октябрьской магистрали сократились на 13,4% (погружено 10,1 млн т), на Свердловской – на 22,6% (11,1 млн т), на Южно-Уральской – на 15,8% (8,9 млн т), на Восточно-Сибирской – на 17,4% (765,1 тыс. т), на Дальневосточной – на 35,7% (994,6 тыс. т).

Большинство дорог показывают и снижение погрузки цемента. В целом за 6 месяцев на сети погружено 9,8 млн т цементной продукции. Это на 15,2% уступает объему за аналогичный прошлогодний период.

Конечно, с одной стороны, сильное влияние на темпы погрузки оказывает состояние дел в строительной отрасли. Так, за январь-апрель, по данным Дом.РФ, в качестве новых проектов строительства запущено для ввода 12,4 млн кв. м жилья. Это на 17,5% ниже, чем годом ранее.

Как отмечают в ассоциации "Карьеры Евразии", спрос на щебень значительно снизился по сравнению с предыдущими годами из-за негативного влияния на жилищное строительство высоких процентных ставок и бюджетных ограничений в дорожной отрасли и инфраструктурном строительстве.

В настоящее время цены на щебень падают под влиянием пониженного спроса и уменьшения стоимости транспортной составляющей за счет ее рыночной составляющей – услуги предоставления вагона.

В целом цена железнодорожной доставки инертных материалов в июне 2025 года вернулась на уровни 4-летней давности. Перевозка щебня из Карелии до станций Москвы стала меньше 1,6 тыс. руб. за 1 т.

Доставка узких фракций камня габбро на данном направлении на начало лета оценивалась в 2,6 тыс. руб. за 1 т, тогда как в июне 2024 года эта услуга обходилась в 3,3 тыс. руб. Вагонная составляющая в этой перевозке сократилась с 1,3 тыс. до 665 руб. год к году.Еще 1,1 тыс. – это теперь цена карьера, которая в сравнении с годичной давностью также несколько пошла вниз (в 2024-м превышала 1,2 тыс. руб.) Собственно регулируемый тариф РЖД составляет сегодня 830 руб. В прошлом году он равнялся 692 руб.

Несмотря на снижение спроса на щебень, его поставки страдают и от проблем с перевозкой, вызванных политикой РЖД в части более жесткого регулирования избыточного парка вагонов, отмечают в Ассоциации.

В результате станции грузополучателей щебня блокируются порожняком после выгрузки, что сдерживает прием следующих партий груза. Так, в мае 26-32 станции грузополучателей груза из Карелии оказывались заперты подвижным составом после выгрузочных работы. В феврале таких станций было не более 10.

Грузы не доходят до строек

Масштаб ограничений РЖД по приему на сеть порожних вагонов оказался беспрецедентным в новейшей истории железнодорожного транспорта России, характеризует ситуацию директор по закупкам и логистике ЦЕМРОС, председатель комитета по транспорту и логистике Союза производителей цемента НО "СОЮЗЦЕМЕНТ" Денис Назаров.

"По нашему мнению, данные меры отразились на пользователях услуг железнодорожного транспорта из всех отраслей экономики. Не стали исключением и перевозки цемента и других стройматериалов. Абсолютно точно, что массовые скопления вагонов, которые операторы оказались не в состоянии отводить, создали серьезные неудобства для получателей груза", - говорит он.

На протяжении I половины года неоднократно фиксировались случаи, когда получатели цемента оказывались парализованы порожними вагонами, которые не принимались к перевозке по нескольку недель (в основном полувагоны из-под щебня), и не могли продолжать принимать дальнейшие поставки в их адрес.

"Сами цементные заводы также испытывают затруднения из-за невозможности своевременно вывести со своих путей порожние полувагоны из-под выгрузки сырья. Оператор не имеет возможности предоставить ГУ-12 не на лимитирующие направления, а массово оформлять полувагоны как раньше на Кузбасс, не дает РЖД. Таким образом, добросовестные грузополучатели стали заложниками "разборок" РЖД с операторским сообществом", - пояснил Д. Назаров.

При этом следует признать, продолжает он, что действия РЖД по ограничению по приему на сеть порожних вагонов вкупе со снижением грузовой базы дали эффект в сокращении сроков доставки. Таким образом, сеть стала ехать все же лучше, чем в прошлом году, хоть и ценой продолжающегося увеличения срока оборота вагонов и вынужденного роста простоя вагонов формально под грузовыми операциями.

Отдельно стоит обратить внимание на ситуацию с ужесточением требований к проведению капитального ремонта и последующим проведением процедур допуска хопперов на инфраструктуру общего пользования, отмечает эксперт.

НО "СОЮЗЦЕМЕНТ" обеспокоен введением данных ограничений и обратился в РЖД и Минтранс для решения возникшей проблемы, сообщил Д. Назаров.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

07.07.2025