20-10-25 / 2025
Новости отрасли
Стоимость отстоя вагонов за год выросла более чем в 4 раза

Такой рост цен на оказание данной услуги стал следствием завышенного спроса, вызванного недостаточностью инфраструктуры для закрытия потребностей операторов в период заметного спада погрузки.

Парковка для вагонов дорожает

С конца 2024 года практически по всем дорогам наблюдается взрывной рост стоимости отстоя подвижного состава на путях необщего пользования. Причем наиболее популярным стал алгоритм формирования цены услуг с дополнительной оплатой подачи-уборки вагона заказчиком.

Средневзвешенная ставка отстоя за один вагон на путях необщего пользования в прошлом году составляла 220 руб. за сутки. В настоящее время поступают предложения по размещению от 800 руб. за вагоносутки, сообщают в одной из операторских компаний.

В другой компании информируют, что существенное удорожание услуг отмечено на Октябрьской, Западно-Сибирской, Красноярской дорогах. На ЗСЖД за год стоимость отстоя с учетом затрат на подачу-уборку вагонов выросла от 100 до 500 руб. за единицу подвижного состава, на КрЖД – до 650 руб., на ОЖД – до 600 руб.

Это средние данные, расценки могут быть и выше. Например, максимальной на сегодняшний день является цена в 2 тыс. руб. за вагоносутки, которая зафиксирована на Восточно-Сибирской магистрали.

Многие столкнулись с острым дефицитом мест отстоя, примыкающих к станциям РЖД, что и разгоняет цены.

Напомним, что и сам монополист планирует поднять платы за отстой парка на путях общего пользования в 10 раз. В РЖД ранее утверждали, что действующие расценки, которые регулируются Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года, существенно меньше, чем при размещении на инфраструктуре ветвевладельцев.

Нужно ли регулировать плату за отстой

Отстой вагонов преимущественно производится в попутном следовании порожнего вагонопотока.

При этом наиболее технологично и экономически эффективно для оператора содержать запас порожних вагонов вблизи крупных погрузочных станций, отмечают в одной из компаний.

Также востребована услуга размещения парка недалеко от крупных мест выгрузки, как правило, припортовых станций. Это позволяет оператору иметь более гибкую логистику при заадресовке вагонов под погрузку исходя из оперативных задач. Однако достичь договоренности о размещении подвижного состава в таких локациях не просто, к тому же на путях, приближенных к припортовым станциям, расценки традиционно выше.

В нынешней ситуации закономерно встает вопрос о государственном регулировании цен за отстой вагонов на инфраструктуре необщего пользования.

Простой ответ не очевиден. С одной стороны, есть соблазн поставить жесткий барьер владельцу путей, у которого повышенный спрос на отстой порождает желание получать сверхприбыль. С другой, следует учитывать растущие затраты на содержание путевого хозяйства, в противном случае собственник инфраструктуры встанет перед выбором, а использовать ли ее дальше.

Так, несколько лет назад на некоторых дорогах в условиях сниженного спроса на отстой вагонов и высоких цен на металл были разобраны пути необщего пользования разной вместимости.

Как делает вывод один из участников рынка, регулирование целесообразно, но должно основываться на оптимальных затратах владельца пути на его содержание и устанавливать именно предельные ценовые условия отстоя, например, чтобы была возможность предоставления скидки за срок размещения, число единовременно размещаемых вагонов и т.д.

Напомним, что вопросы, связанные с ремонтом и эксплуатацией подвижного состава, будут рассматриваться на семинаре "Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов", который состоится 31 октября в г. Москве (отель "Золотое кольцо", ул. Смоленская, д.5). Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в мероприятии.

Участие в мероприятии дает уникальную возможность напрямую обратиться к главным отраслевым экспертам, а также создает комфортные условия для общения с коллегами в кулуарах.

На семинаре будут освещены такие темы как: рекордное падение спроса на вагоноремонт, ужесточение требований к капремонту ряда вагонов, предложение РЖД перейти на концепцию проведения ремонта по техническому состоянию узлов и деталей, новая статья расхода для собственника – ставки за отстой вагонов, использование цифровизации для повышения эффективности ВРП и др.

Регистрация участников по тел.: +7 (812) 600-79-01 или по электронной почте info@om-express.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы семинара.

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

20.10.2025