ОАО "РЖД" и ООО "Сколково – Венчурные инвестиции" СВИ подписали соглашение об инвестициях в Индустриальный венчурный фонд находится под управлением СВИ в размере 300 млн руб. Партнеры будут совместно отбирать проекты для инвестирования в их развитие.
В первую очередь речь идет о таких секторах, как альтернативные источники питания для подвижного состава и инфраструктуры, безлюдные средства и технологии мониторинга состояния инфраструктуры, технологии мониторинга и моделирования жизненного цикла инфраструктуры и IT-платформы для клиентских сервисов в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
В официальном сообщении РЖД уточняется, что инвестиции в Фонд "Сколково" – часть комплексной работы госкомпании по внедрению инновационных отечественных технологий для модернизации отрасли и повышения ее эффективности.
"Мы осознанно принимали решение об инвестициях в венчурный фонд, которым управляют наши коллеги в "Сколково" – они обладают большим количеством компетенций в организации подобных венчурных стартапов. Мы надеемся, что совместная работа будет чрезвычайно успешной и плодотворной", – подчеркнул заместитель генерального директора РЖД Андрей Старков.
Как сообщил генеральный директор ООО "Сколково – Венчурные инвестиции" Василий Белов, на базе фонда формируется уникальное партнерство, в рамках которого для российских стартапов создается возможность получать не только инвестиции на новые разработки, но и менторскую поддержку крупных корпораций, а также доступ к огромному рынку.
По словам заместителя генерального директора – инвестиционного директора АО "Российская венчурная компания" (соучредитель фонда "Индустриальный I", а также его якорный инвестор со вкладом в 1,5 млрд руб.) Алексея Басова, транспорт, логистика, новые технологии перевозок и доставки грузов – крайне перспективные отрасли, привлекающие большое количество предпринимателей и вызывающие интерес со стороны инвесторов.
"Партнерство с РЖД открывает для фонда и его LP (limited partners, инвесторы, как правило, не принимающие участия в управлении бизнесом и отвечающие по обязательствам только своим взносом в капитал. – Ред.) совершенно новые возможности как по экспертизе подобных проектов, так и по синергии с одной из крупнейших корпораций в области транспорта. Благодаря поддержке РЖД в лице нашего фонда венчурный рынок получил нового квалифицированного игрока, нацеленного на инвестиции в новейшие транспортные технологии", – подчеркнул Алексей Басов.
Отметим, что у компаний холдинга "РЖД" уже имеется опыт подобного сотрудничества – ранее логистический оператор GEFCO (75% акций контролирует ОАО "РЖД") заключил соглашение с американским стартап-акселератором (компания, помогающая продвигать перспективные бизнес-проекты) Techstars, целью которого является поиск интересных стартапов и внедрение их технологий непосредственно в компании ("Гудок" писал об этом в марте).
Венчурный инвестор, партнер ITech Capital Алексей Соловьев напомнил, что на сегодняшний день практически у всех госкорпораций есть "инновационная повестка", в рамках которой изыскиваются способы повышения их технологичности.
"Но им не просто работать со стартапами напрямую, для них это новый непрофильный фронт работ, к тому же венчурный рынок – это всегда максимальный риск, а госкорпорации не готовы его принимать. Поэтому для структур уровня РЖД самая оптимальная, на мой взгляд, модель поиска и поддержки профильных стартапов – это не столько собственный корпоративный фонд, сколько сотрудничество с внешними фондами, которые основную часть работы по инновационной "повестке" возьмут на себя. Венчурные фонды для корпораций являются эффективным инструментом для поиска новых технологических решений и их внедрения в производственные цепочки. Примеров на мировом рынке много. Например, корпорация SNCF (Национальная компания французских железных дорог – Ред.) вложила средства в Ecomobility Ventures, ведущий французский венчурный фонд, инвестирующий в предприятия транспортной промышленности", – отметил Алексей Соловьев.
Справка "Гудка"
"Венчурный Фонд Сколково – Индустриальный I" является первым в России отраслевым мультикорпоративным венчурным фондом, он нацелен на финансирование компаний-резидентов Фонда "Сколково" и Национальной технологической инициативы (НТИ) в области "Индустрии 4.0". В технологический фокус фонда попадают разработки в области робототехники, аддитивных технологий и новых материалов, беспилотные технологии, интеллектуальная энергетика, предиктивная аналитика и промышленный Интернет вещей. Целевой размер венчурного фонда составляет 2,5–3 млрд руб.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 08.06.2018 |