На фоне высокой ключевой ставки, укрепления рубля и снижения грузопотока основной интерес клиентов лизинговых компаний смещается от закупки новых вагонов к возвратному лизингу, рефинансированию, направленным на поддержание ликвидности и консолидацию активов, а также Mamp;A-сделкам.
Управляющий директор по лизингу подвижного состава ГК "ВТБ Лизинг" Оксана Ивановская в интервью "РЖД-Партнеру" рассказывает о ключевых тенденциях рынка в 2025 году. – Насколько изменился спрос на лизинг железнодорожного подвижного состава и вагонов в 2025 году по сравнению с 2024 годом? Какими сложились основные тенденции? – ГК "ВТБ Лизинг" как универсальная лизинговая компания глубоко интегрирована почти во все крупнейшие рынки страны.
Начиная с 2024 года все отрасли начали испытывать повышенное давление, а именно: резкое повышение ключевой ставки привело к сокращению инвестиционной активности и ослаблению финансовой устойчивости российских компаний в целом. Помимо этого, нынешнее укрепление национальной валюты привело к дополнительным финансовым трудностям для экспортных рынков и компаний. На протяжении 2025 года ситуация оставалась непростой: компании сокращали бизнес, расходовали накопленные подушки безопасности, привлекали дополнительную ликвидность под свободные активы, наращивая долг. Общие тренды в экономике, конечно, существенно затронули и железнодорожную отрасль. Цель основного спроса на лизинг в указанном сегменте в 2025 году заключается в пополнении оборотных средств через возвратный лизинг свободных активов или сделки TOP-UP – привлечение дополнительного долга под действующие амортизированные активы. Второй пул сделок – это миграция портфелей, то есть рефинансирование действующего лизинга. И третий пул – Mamp;A-сделки, направленные на закономерную консолидацию в условиях коррекции рынка. – Какие типы грузовых вагонов сейчас наиболее востребованы у клиентов? – Что касается новых вагонов, то в начале года еще были инерционные сделки, связанные с поставками полувагонов и 80-футовых вагонов-платформ. В настоящий момент сохраняется интерес к новым цистернам для нефтепродуктов. Но, как я уже говорила выше, сейчас основной фокус сделок нацелен именно на пополнение ликвидности, поэтому в рефинансирование идут любые вагоны – свободные или с минимальным долгом.
Так как в 2025 году существенно просел сегмент полувагонов, вагоновплатформ и крытых, то именно с этими родами подвижного состава проводится наибольшая часть сделок, целью которых является пополнение ликвидности или Mamp;A. – Насколько сбалансирован портфель лизинговых сделок в сегменте транспорта у вашей компании? Какие стратегические цели ставит перед собой "ВТБ Лизинг" в сфере лизинга подвижного состава на ближайшее время? – ГК "ВТБ Лизинг" является крупнейшим лизингодателем в сегменте железнодорожного транспорта, при этом даже в условиях коррекции рынка портфель лизинговых сделок в данном сегменте остается у нас одним из наиболее сбалансированных и устойчивых. Мы стараемся применить весь накопленный опыт и возможности, чтобы помочь нашим клиентам достойно пройти данную фазу рынка и в перспективе развить свой бизнес. Наша основная задача – сохранить долгосрочное сотрудничество, поддержать финансовую устойчивость наших партнеров. – Как повлияет снижение ставки ЦБ на рынок железнодорожного лизинга? – Еще в начале года почти все операторы говорили только о снижении ключевой ставки как спасительной мере для их бизнеса, ведь каждый процент ключевой ставки – это от 80 до 150 рублей за вагон в сутки без НДС в стоимости владения парком. При этом сейчас одной из основных проблем являются объемы грузопредъявления и платежеспособности грузовладельцев. В большинстве случаев это компании, ориентированные на экспортные рынки, для которых существенно укрепившаяся национальная валюта и относительно низкие мировые цены на сырьевые товары приводят к снижению рентабельности и невозможности исполнения сервисных контрактов на ранее заключенных условиях. Помимо этого, постоянное увеличение тарифа РЖД приводит к тому, что действующие грузоотправители переходят на автоперевозки. Учитывая изложенное, для восстановления железно дорожного сегмента одного снижения ключевой ставки будет недостаточно, хотя, безусловно, это даст в перспективе "глоток воздуха" действующему бизнесу.
Цель основного спроса на лизинг в указанном сегменте в 2025 году заключается в пополнении оборотных средств через возвратный лизинг свободных активов или сделки TOP-UP – привлечение дополнительного долга под действующие амортизированные активы. Второй пул сделок – это миграция портфелей, то есть рефинансирование действующего лизинга. И третий пул – Mamp;A-сделки, направленные на закономерную консолидацию в условиях коррекции рынка
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 20.08.2025 |