27-01-25 / 2025
Новости отрасли
Спад на колесах

Погрузка машин, станков, двигателей на РЖД в 2024 году сократилась едва ли не на четверть, а сельхозмашин – на одну пятую. При этом положение дел в российском машиностроении складывается лучше, чем в предыдущие годы.

По данным Росстата, динамика спада в отечественном машиностроении, не связанном с ВПК, в 2024 году оказалась минимальной по сравнению с предыдущими годами: по ключевым позициям (тракторы, машины и оборудование) снижение оценивалось в целом на уровне 2%, а выпуск станков даже увеличился на 0,7%. Основное потребление в указанном сегменте, как говорят эксперты, оказалось сосредоточенным внутри РФ. Охлаждение поставок здесь фиксировалось в середине года, когда у отечественных предприятий наступила пауза в поступлении средств господдержки. Но этого нельзя было сказать в начале и в конце 2024 года. Например, в ноябре выпуск тракторов увеличился на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

По оценкам экспертов, дефицит комбайнов в РФ достиг 25%, а тракторов – 15% от действующего парка. Сельхозтехники аграриям не хватает катастрофически, сообщил директор центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности ВШКУ РАНХиГС Анатолий Тихонов. Причем предприятия АПК столкнулись с двукратным ростом цен на российскую технику.

При этом, по оценкам "Росспецмаша", субсидии отечественным производителям сельхозтехники в 2024 году составили 10 млрд руб., тогда как отрасли требовалось для стабилизации спроса вдвое больше. Ситуация ухудшилась из-за повышения утильсбора на сельхозтехнику, добавил генеральный директор АО "Гатчинское" Александр Лебедев. Хотя, по его словам, от этого больше пострадали хозяйства, ранее закупавшие импортную технику.

Все это сказалось на объемах и структуре закупок сельхозмашин. Однако их поставщики также указали на проблемы с логистикой. Внутри РФ значительная часть поставок переключилась на автотранспорт. К РЖД остались привязанными экспортеры. И здесь статистика сложилась иная: особого спада не наблюдалось. А в конце 2024 года был зафиксирован всплеск отправок.

Например, в декабре, по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", транспортировки сельхозмашин за рубеж выросли многократно.

Сложнее было с тракторами, оборудованием и двигателями. Здесь спад экспорта оценивался участниками рынка в 2024 году примерно на 10% по сравнению с 2023-м, что, собственно, негативно отразилось и на объемах перевозок на РЖД. В данном сегменте производство поддержал также внутренний рынок. Но опять-таки отправки продукции в значительной мере ушли на автотранспорт.

Снижение выпуска станков в 2024 году участники рынка связывали с тем, что сравнение шло с высокой базой предыдущего года: по оценкам BusinesStat, в 2023 году производство металлообрабатывающих станков, например, в России выросло на 64% – в рамках взятого курса на импортозамещение. Да и государство тут выступило одним из главных покупателей нового оборудования. Так что ресурсы для роста в 2024 году оказались просто исчерпанными – особенно на фоне ухода зарубежных производителей из РФ. Требовалось время для восстановления выпуска продукции под другими брендами. Так что здесь прибавки в железнодорожных перевозках и не ожидалось.

Производители строительной техники в РФ находились под давлением низкого спроса в сегментах строительства объектов жилой и коммерческой недвижимости. Вместе с тем они получили определенный импульс для продаж в связи задачами, решаемыми в новых российских регионах. "Востребованными оказались прежде всего машины для сооружения новых объектов автодорог и складских комплексов", – уточнил представитель крупного продавца строительной и автодорожной техники. Однако при этом дилеры отмечали избыток предложения на рынке аренды, что сдерживало закупки новой техники.

В целом, как видим, расклад на рынке носил оттенок негатива. Однако спад перевозок техники, машин, станков, двигателей на РЖД оказался гораздо глубже, чем минус в продажах дилеров. Это означает, что перевозкам по рельсам клиенты предпочли доставки продукции по целому ряду маршрутов по автодорогам. По этой же причине снизился размер сезонных миграций строительной техники на РЖД. Этот негативный фактор был отмечен в выпусках исследования "РЖД-Партнера" "Ставки и грузовые вагоны" в II полугодии при оценках спроса на универсальные платформы. Причины те же, что и для других видов подвижного состава – нестабильность по срокам поставок из-за логконтролей на железнодорожной сети.

В целом, как видим, расклад на рынке носил оттенок негатива. Однако спад перевозок техники, машин, станков, двигателей на РЖД оказался гораздо глубже, чем минус в продажах дилеров

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.01.2025