Высокая стоимость кредитов и логистики остается ключевым фактором, влияющим на сокращение спроса на новые автомобили. Ожидается, что негативная тенденция сохранится до конца года и заметного восстановления спроса не произойдет.
Игорь Носырев, заместитель директора Департамента мультимодальных перевозок АО "РЖД Логистика"
С начала 2025 года рынок импортных перевозок готовых автомобилей, компонентов и комплектующих демонстрирует заметное снижение. Китайские автомобили, которые ранее формировали основную часть продаж, также пользуются меньшим спросом. На динамику рынка существенное влияние оказывает высокая ключевая ставка: даже ее постепенное снижение не привело к оживлению автокредитования и не изменило тенденцию сокращения потребительского спроса. Кроме того, необходимо учитывать, что отечественный рынок достиг степени насыщения продукцией китайского автопрома, что также отражается на спросе.
Снижение объемов продаж напрямую влияет на логистику, в том числе железнодорожную. Отмечу, что сами транспортные маршруты, логистические решения в сравнении с 2024 годом принципиально не изменились. Основными источниками поставок остаются Китай и другие азиатские страны. Подчеркну, что КНР сохраняет лидирующие позиции по объемам импорта автомобилей, запчастей и комплектующих.
Для "РЖД Логистики" ключевым клиентом в этом сегменте остается завод "Москвич". Сотрудничество с предприятием имеет системный характер: еще в июне 2024 года на полях Петербургского международного экономического форума между "Москвичом" и "РЖД Логистикой" было подписано соглашение о развитии сервиса перевозки комплектующих. Для обеспечения бесперебойных поставок деталей из КНР для завода реализовали проект ТЛЦ "Южный порт", в рамках которого "РЖД Логистика" предоставляет комплекс транспортно-логистических услуг.
В текущих условиях себестоимость доставки одного автомобиля или контейнера с комплектующими из Азии остается чувствительной величиной: она зависит как от валютного курса, так и от общей конъюнктуры спроса. Несмотря на то что в 2025 году радикальных изменений в структуре маршрутов не произошло, внешние факторы – колебания валют, уровень потребления и высокая стоимость кредитных ресурсов – оказывают заметное давление на рынок.
На наш взгляд, до конца года тенденции сохранятся: вряд ли стоит ожидать заметного восстановления спроса на импортные автомобили и запчасти. Вероятнее развитие другого сценария, когда объемы железнодорожных перевозок по этому направлению продолжат находиться под давлением, хотя системные клиенты, такие как "Москвич", обеспечивают определенную стабильность потоков, в том числе и по нашей линии бизнеса.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
10.09.2025 |