Кризисные тенденции в лесной промышленности сохраняются.
На внутреннем рынке без перемен
С начала года отрасль показывает снижение объемов производства практически по всем основным видам лесопродукции.
"Связано это, прежде всего, с общей ситуацией снижения спроса, на которую влияет и стагнация строительной отрасли на фоне замедления ипотечного рынка, а также, конечно же, ключевая ставка, логистические причины, снижение уровня экспортных поставок", - заявил зампред Совфеда Юрий Воробьев на выездном заседании межведомственного совета по вопросам развития лесного комплекса РФ, которое было посвящено ситуации в ЛПК Приволжского федерального округа.
Ситуация в отрасли коррелируется с динамикой погрузки. На Горьковской железной дороге, которая проходит через субъекты ПФО, за 6 месяцев погружено 1,3 млн т лесных грузов, со снижением к прошлогоднему уровню на 8,3%.
Правда, на ГЖД заметно выросли отправки лесопродукции в контейнерах. В I полугодии они составили 23,5 тыс. TEU – это на 31% больше, чем годом ранее. Однако общую ситуацию это не меняет.
На федеральном уровне не первый год обсуждаются меры поддержки лесной отрасли. В частности, предлагалось разработать отдельную программу по решению проблемы накопления низкосортной древесины, лиственных балансов и отходов лесопиления за счет производства топливных гранул, под которые будут адаптированы объекты коммунальной энергетики. Однако выпуск биотоплива остается крайне низким в сравнении с предыдущими годами.
Еще одна из возможных мер по стимулированию внутреннего спроса на лесные грузы – развитие деревянного домостроения, в том числе многоэтажного. Однако вопрос подвис в процессе межведомственных согласований. МЧС России рекомендовано активизировать издание свода правил по обеспечению противопожарной защиты, необходимого для широкого применения деревянных домокомплектов и строительных конструкций из древесины.
Экспортеры просят компенсации
Лесная отрасль остается экспортоориентированной, и чтобы стимулировать поставки за рубеж, также нужны меры господдержки.
"Многие экспортеры приостановили продажи в связи с укреплением рубля. Как следствие, [произошло] снижение экспортной стоимости на продукцию лесоперерабатывающего комплекса", - рассказал председатель Союза промышленников и предпринимателей Кировской области Руслан Цуканов, добавив, что много лесной продукции сейчас накоплено на складах.
ЛПК региона традиционно ориентировался на внешние рынки, и сегодняшняя ситуация это лишний раз подчеркивает.
"Одним из ключевых потребителей фанеры является Китай, который в свою очередь использует ее для производства мебели и отгрузки в США. Снижение товарооборота между США и Китаем из-за введения таможенных пошлин негативно сказывается и на объеме отгрузки, которую осуществляют предприятия региона в адрес китайских потребителей", - говорит Р. Цуканов.
Лесопромышленники вынуждены осваивать новые рынки сбыта, например в странах Ближнего Востока. Для этого приходится задействовать новые виды транспортировки грузов.
Р. Цуканов предложил рекомендовать Минпромторгу РФ выделение дополнительных средств на покрытие транспортных расходов лесоэкспортерам во II половине 2025 года.
О необходимости компенсации стоимости перевозок говорит министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Дмитрий Беланович. По его словам, важно обеспечить возмещение транспортных затрат экспортерам лесопродукции за счет федерального бюджета.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 22.07.2025 |