09-09-25 / 2025
Новости отрасли
Система навигации для импорта

В течение 2025 года в сегменте перевозок импортных автомобилей и их комплектующих по сети ОАО "РЖД" фиксировалось снижение объемов.

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания, за январь – август по сети в импортном сообщении перевезли 0,7 млн тонн автомобилей и их комплектующих. Это на 0,5 млн тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года (-39,4%).

Тенденция к снижению перевозок относительно уровня прошлого года началась в марте (-26,9%) и достигла пика в июне (-66,7%). В июле негативный тренд сохранился (-63,0%), по сети холдинга перевезли всего 60,1 тыс. тонн автомобилей и их комплектующих. Наконец в августе относительно июля перевозки автомобилей и их комплектующих выросли на 37,4%, до 82,6 тыс. тонн.

Эксперты и игроки рынка связывают сокращение импорта с затруднениями в проведении оплат иностранным поставщикам, затовариванием складов, а также увеличением утилизационных сборов на транспортные средства.

По оценке доцента кафедры международного бизнеса факультета международных экономических отношений Финансового университета Романа Данилова, последний пункт является ключевым сдерживающим фактором при продажах импортных автомобилей.

Так, по данным агентства "Автостат", за январь – июль в России была реализована всего 651 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 23,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

ФИКСАЦИЯ ТРЕНДОВ

В 2025 году рынок железнодорожных перевозок автомобилей демонстрирует активную адаптацию к новым рыночным условиям, рассказали корреспондентам "Гудка" в "РЖД Бизнес Актив" (РЖД БА). Так, в компании фиксируют переориентацию логистических потоков: импорт готовых автомобилей дополняется растущими поставками комплектующих для локализованной сборки на территории России.

"Российские компании наращивают выпуск автокомпонентов, а принятие новых регуляторных мер стимулирует дальнейший рост импорта запчастей. Это открывает новые перспективы для логистического сектора, ориентированного на устойчивые цепочки поставок", – рассказали в РЖД БА.

С января по август 63,4% всех перевозок импортных автомобилей и комплектующих осуществлялись через порты Дальнего Востока и погранпереходы России с Китаем и Монголией. При этом доля перевозок через порты относительно уровня прошлого года выросла на 8,8%, а через погранпереходы снизилась на 10,2%. За тот же период доля перевозок через пункты пропуска на границе России с Казахстаном снизилась на 5,1% – до 22,9%, в то время как перевозки через порты Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна продемонстрировали рост на 5,1% – до 8,1%.

ЛЕТНИЙ ПИК

В июле 2025 года продажи легковых автомобилей выросли по сравнению с прошлым месяцем. По данным Минпромторга России, в общей сложности за месяц было реализовано 134,5 тыс. новых автомобилей, что на 33% больше июньского показателя.

По оценке РЖД БА, основными драйверами рынка остаются ведущие китайские бренды, такие как Chery, Haval, Geely, Changan.

По оценке Романа Данилова, за январь – июль увеличились продажи таких марок, как Solaris, Belgee и Jetour – на 131%, 36% и 11% соответственно в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В частности, рост показали такие модели, как Belgee X50 и Jetour Dashing.

В целом за семь месяцев 2025 года в число самых продаваемых марок автомобилей входят Lada, Haval, Chery, подчеркнул Роман Данилов. Тем не менее в сравнении с аналогичным периодом прошлого года продажи автомобилей этих марок упали в среднем на 19-24%. "По-прежнему сохраняется спрос на европейские и японские, корейские модели, привезенные по параллельному импорту", – отметил эксперт.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ

По словам Романа Данилова, позитивные тенденции в статистике продаж появились после снижения ключевой ставки (25 июля Центробанк РФ снизил ключевую ставку до 18%). Однако меры регулятора создали психологический эффект у покупателей. Рост числа продаж новых автомобилей связан с другими факторами, такими как дополнительная поддержка со стороны импортеров, вызванная необходимостью сокращения запасов на складах. "Большим спросом у покупателей пользуются марки, предлагающие максимальные скидки и где стоимость автомобиля была уменьшена более значительно", – отметил генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.

До конца года продавцы будут стараться продать ранее ввезенные авто. Осенью и зимой можно ожидать предоставления скидок на модельный ряд тех авто, продажи которых наиболее сильно упали (Changan, Geely, Omoda, Chery, Haval), прогнозирует Роман Данилов. По его словам, замедление продаж в летние месяцы традиционное – ближе к осени наблюдается рост. "Если смотреть на статистику 2024 года, то пик продаж легковых автомобилей приходился на сентябрь-октябрь. Так что фактор сезонности спроса тоже влияет", – подчеркнул Роман Данилов.

ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

Как отметили в РЖД БА, во второй половине 2025 года продолжится рост перевозок комплектующих, что будет способствовать стабилизации общих объемов грузовой базы. По прогнозам компании, рынок демонстрирует гибкость и потенциал для дальнейшего развития. Совокупные объемы перевозок, вероятно, останутся ниже уровней прошлого года, однако восстановление рынка будет зависеть от макроэкономической ситуации.

В свою очередь, по рынку продаж автомобилей до конца года можно ожидать предоставления сезонных скидок, чтобы минимизировать потери от падения рынка, отмечает Роман Данилов. "Во многом стоимость импортных автомобилей в следующем году будет определяться увеличением ставок утилизационного сбора и появлением новых китайских моделей на рынке", – считает эксперт.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок 1520

09.09.2025