Блиц-интервью агентству "Интерфакс-Украина" директора департамента интегрированных транспортных систем компании "Сименс Украина" Дмитрия Черненького
Вопрос: Что, по вашему мнению, необходимо изменить, в первую очередь, в железнодорожной отрасли?
Ответ: "Укрзализныця" - монополист в сфере железнодорожных перевозок со сложной, часто запутанной, схемой подчиненности большого количества госпредприятий. Ее основа - шесть дорог, разделенных по региональному принципу, каждая из которых является отдельным государственным предприятием. Кроме того, существует большое количество ремонтных предприятий и других организаций. Такое разделение вынуждает дороги заниматься хозяйственной деятельностью внутри своих рамок без учета общих интересов в пределах Украины. У каждой железной дороги есть тяговый подвижной состав, она им пользуется для бизнеса в своих границах. Тяговый подвижной состав - это локомотивы, за пределы желдороги, как правило, не уходят. Это просто невыгодно. Все расходы на содержание и эксплуатацию каждая дорога несет сама.
Реформирование "Укрзализныци" с введением вертикального управления и интегрированием хозяйств всех дорог в единое целое повысит эффективность железнодорожной отрасли.
Тогда многие вещи изменятся. Например, как в Германии: локомотив проходит всю страну, меняются только бригады. В этом случае понадобятся двухсистемные электровозы, так как между желдорогами не будет вопроса, кому платить за эксплуатацию.
На сегодняшний день в состав дорог входит большое количество ремонтных производств. При интеграции в общую вертикальную структуру возникнет возможность их развития, а при необходимости - и возможность перепрофилирования, например с ремонтных на производство новых ж/д продуктов. Акционирование, по моему мнению, единственный способ реформировать и интегрировать такую сложную структуру, как "Укрзализныця". Акционерное общество - стандартное, прозрачное и понятное формирование, создаваемое с целью оптимизации производственных процессов, сокращения расходов и повешения конкурентоспособности.
Сегодняшняя структура не может похвастаться оптимальностью, плюс государство всегда может забрать прибыли, сколько посчитает нужным, и выдать столько, сколько посчитает нужным на развитие, а не столько, сколько надо. В АО так не бывает.
Вопрос: Как необходимо организовать формирование поездов, чтобы ускорить операции?
Ответ: В структуре "Укрзализныци" есть подразделения управления движением, есть те, кто комплектует составы, у них совершенно четко прописаны процессы формирования составов. Существующая система хорошо работает для объемных поставок на большие расстояния. Приемлема она и для малообъемных перевозок на коротких дистанциях, но здесь имеется существенный резерв для модернизации. Ведь есть товары, которые, в отличие от угля, нужно поставлять меньшими партиями просто чаще. Короткие поезда с такими грузами могут развивать большую скорость и меньше ограничивать график пассажирского движения
Вопрос: Как изменятся затраты на тонну груза в этом случае?
Ответ: Экономическую составную ь нужно считать. Естественно, затраты на перевозку таких грузов будут выше. Понадобится внедрение новых процедур и изменение старых, что тоже требует дополнительных затрат. Но возросшая конкуренция со стороны автоперевозчиков вынуждает железнодорожников менять отношение к малообъемным грузам.
Вопрос: А в пассажирском хозяйстве?
Ответ: Ну, к примеру, есть поезда Киев-Харьков, Киев-Днепропетровск, которые днем ходят составом в 10 вагонов, ночью - в 20 вагонов. Может их формирование должно зависеть напрямую от количества проданных билетов? Возможно, что такие составы станут короче и легче. У них при этом повысится скорость движения, можно будет использовать более легкие локомотивы.
Вопрос: Что в принципе необходимо делать с пассажирскими перевозками?
Ответ: Проблема, конечно, большая и в первую очередь связана с тем, что "Укрзализныця", как и все железнодорожные структуры в мире, зарабатывает на грузовых перевозках, а на пассажирских - теряет. Поэтому государство должно принимать дополнительные меры для того, чтобы пассажирские перевозки были привлекательны для "Укрзализныци". Я бы сказал так: сама "Укрзализныця" этой проблемы не решит. Необходимо, чтобы в этом участвовало Министерство инфраструктуры, нужно более комплексно подходить к этому вопросу.
В идеале пассажирское движение должно быть выделенным и скоростным, также должны быть магистральные скоростные пути между основными центрами, они известны: это Киев, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Львов.
Вопрос: Видите ли вы потенциал в речных грузоперевозках в Украине?
Ответ: Сложно сказать. К примеру, в Европе это очень серьезный вид транспорта, и та же Вена делает с Братиславой большой хаб именно из расчета на то, что у них есть Дунай, через который они могут возить грузы во многие страны.
Украине необходимо использовать все возможности развития транспортной структуры.
Необходимо иметь программу развития на 10, 20, 30 лет и двигаться по шагам. Другого пути нет, весь мир ведь так идет.
Мы вот, к примеру, сейчас смотрим на их скоростное движение и восхищаемся, но мы же не видели, как они каждое десятилетие что то строили, что то меняли.
Нужно отметить, что общий потенциал развития в нашей стране очень высокий.
Вопрос: Видите ли вы в Украине каких-либо потенциальных партнеров с точки зрения производства?
Ответ: В Украине есть несколько таких производителей. В первую очередь, это Крюковский вагоностроительный завод. Он развился из производства грузовых вагонов в мощнейший многопрофильный центр производства (почти вевь спектр пассажирского подвижного состава - пассажирские вагоны, пригородные и региональные поезда, поезда метро). Второй производитель - "Лугансктепловоз", но он - в собственности ТМХ (РФ) и что с ним будет, решает только собственник, да и основные его заказы на сегодня поступают из России.
Третий - ДЭВЗ (ГП НПК "Электровозостроение", Днепропетровск). Предприятие начиналось с производства тяговых агрегатов для ГОКов, производство и ремонты продолжаются и сегодня. Также завод освоил выпуск грузового электровоза постоянного тока ДЭ1, а грузопассажирский электровоз для сетей переменного тока ДС3 создал в сотрудничестве с "Сименс АГ" (Германия).
Есть также Запорожский электровозоремонтный завод. Он всегда был активным в привлечении новых технологий. Мы давно говорили с ними о партнерстве, но сейчас они выходят на финишную прямую договора об СП со Skoda.
Есть еще Львовский локомотиворемонтный завод с большими возможностями.
Вопрос: А в производстве электротранспорта? Ранее был интерес Siemens в производстве трамваев.
Ответ: Был интерес Siemens в чистом импорте. Понятно, что для Украины этот подход трудный и затратный. Второй вариант - это поставка компонентов украинскому производителю, который на их основе создает собственный продукт. Мы уже длительное время ведем переговоры со всеми возможными производителями, с теми, кто хоть раз заявлял, что планирует создание собственного трамвайного производства,- с ЛАЗом, "Богданом", другими. Хочу отметить, что из всех только львовский концерн "Электрон" пошел дальше деклараций, создал собственное производство и собственную модель трамвая, отвечающую европейскому уровню.
Очень интересный опыт у Siemens в Румынии с компанией "Астра". Эта компания купила у нас лицензию на конструкцию трамвая Combino Plus Budapest. Под лицензией подразумевается вся документация с правами выпуска и продажи такого трамвая на определенное время на определенной территории. Они переделали конструкцию под свои технологические возможности и свои бизнес-желания с нашим участием. Через год они уже имели свою конструкцию и также заключили контракт с нами на поставку ключевых компонентов. Так, практически через год, они получили полностью законченный европейский трамвай на основе лицензии "Сименс".
Такой вариант - очень перспективен и для Украины. Он принесет новые технологии и установит новые уровень требований к городскому транспорту.
Вопрос: Каковы варианты работы "Сименс" в Украине на ближайшее время?
Ответ: Мы, как и все, ждем, куда Украина будет двигаться дальше. Прежде чем во что-то вложить, нужно понимать, каковы среднесрочные и долгосрочные перспективы. Мы уверены в долгосрочном успешном развитии Украины и готовы участвовать в развитии ее транспортной структуры.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Интерфакс | 23.06.2014 |