Перевозчик продвигает через Минтранс РФ идею проиндексировать ставки штрафов за необеспеченные заявки на грузоперевозки в 25 раз. РЖД-Партнер попросил прокомментировать юристов практику подобных штрафных индексаций.
Разъяснения на тему справедливости
Обзорные документы, выпускаемые Президиумом Верховного суда России не содержат указаний, как следует считать индексацию по вопросам, связанным с индексацией денежных сумм в подобных случаях. Указывалось лишь право потребителей требовать индексации присужденных в их пользу штрафов, если продавец затянет с исполнением судебного решения. В прочих случаях решения должны быть направлены на установление наиболее справедливых правовых позиций.
Это объясняет, почему в ОАО "РЖД" озаботились предложить формулу, согласно которой холдингу представлялось справедливым внести поправку в ст. 94 Устава железнодорожного транспорта РФ (УЖТ). В указанной статье установлено, что за невыполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов грузоотправитель несет ответственность в виде штрафа, размер которого составляет 10 руб. за каждую непогруженную в вагон тонну груза и от 50 до 200 руб. за каждый непогруженный контейнер (в зависимости от его типоразмера). Перевозчик счел такой уровень ставок необоснованным и предложил свой их определенным образом проиндексировать, начиная с 1998 года. По его расчетам, получилось, что цены с тех пор в РФ выросли в 25 раз.
Именно во столько следует повысить штрафы за отказ от перевозки по уже согласованной ГУ-12, чтобы стимулирования грузоотправителей их повышать дисциплинированность и совершенствовать планирование перевозок. "Право такое у перевозчика имеется", – подтвердил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
"Однако для этого потребовались с его стороны разъяснения. И перевозчик их предоставил. Кстати, это уже не первая подобная попытка с его стороны. Предыдущие заходы не увенчались успехом", – отметила директор ООО "ЖД Консалтинг" Маргарита Русакова.
Почему поправки не прошли?
РЖД заявляли о необходимости повысить штрафы в 2019, 2021, 2023 и 2024 годах, но тогда решение не было принято, а сейчас инициативу поддержали Минтранс РФ.
В 2023 году законопроект подготовил председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Правда, за точку отсчета индексации предлагалось взять момент принятия УЖТ, то есть – все-таки 2003 год. "В целом предлагаемая мера будет создавать мотивацию для сторон к рациональному использованию ресурсов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Речь идет о повышении взаимной ответственности перевозчика и грузоотправителя, чтобы исключить умышленное нарушение одной из сторон договорных обязательств", – указывалось тогда в обосновании данного решения. Ставку штрафа предлагалось поднять в 5 раз.
В 2021 году предлагалось увеличить штраф за неисполнение согласованных заявок до 17 раз. Тогда инициатива не была принята, так как против нее выступили грузоотправители.
В 2019 году эксперты при обсуждении темы напомнили о ст. 99, 100 и 101 УЖТ. О чем шла речь? А вот о чем (тема остается до сих пор актуальной): ст. 99 предусматривает штраф со стороны перевозчика за использование вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельца. Соответственно штрафы за это установлены ст. 100 и 101 УЖТ в зависимости от базового размера исчисления сборов. И этот базовый размер также не индексировался с 1998 года – 100 руб. Соответственно в ст. 100 штраф составляет 0,2 х 100 = 20 руб.
При выдвижении идеи проиндексировать ставку штрафов с грузоотправителей, ОАО "РЖД" почему-то не вспоминают о ст. 99. Следуя логике, здесь штраф тоже следовало бы увеличить в 25 раз.
Ранее с перевозчика можно было попытаться в суде взыскать еще и убытки, связанные со ст. 99. Сейчас это стало труднее из-за усложнения процедур с установлением "сути дела" и расширенном применении ст. 333 ГК РФ (о необоснованном обогащении).
О чем перевозчик не любит вспоминать
Есть и еще один деликатный момент – о ранее внесенных поправках в ст. 97 УЖТ, напомнили участники рынка.
С 1 сентября 2025 года указанная статья звучит так: "За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 6% платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50% в платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч.1 ст. 29 настоящего Устава обстоятельств".
Однако до 2 августа 2019 года согласно ст. 97 за просрочку доставки на РЖД взималось 9% платы за перевозку за каждый день просрочки – и так до 100% стоимости всей перевозки.
"Ситуация при анализе оказалась очень обидная для компании", – проинформировали тогда ситуацию в ОАО "РЖД". В частности, в 2018 году суды взыскали с РЖД 2 млрд руб. Ситуация складывалась иногда таким образом, что штраф за просрочку груза делал доставку бесплатной. К примеру, если от Санкт-Петербурга до Владивостока груз шел с опозданием более 11 дней.
После введения поправки суммы штрафов с ОАО "РЖД" снизились: и пени уменьшилось, и появилось ограничение штрафа планкой в 50% платы за перевозку. Тем самым существенно уменьшилась ответственность перевозчика. И тема повышения штрафов с грузовладельцев была положена под сукно.
Поэтому, если уж перевозчик поднял тему справедливости, то решения по поводу соблюдения "дисциплины" следует принимать все-таки сбалансированные. Безусловно, перевозчик имеет право брать штрафы за невыполнение обязательств, взятых на себя грузовладельцем. Но в ответ и клиент вправе рассчитывать на пропорциональную степень ответственности со стороны перевозчика. Не забывать, что все-таки у Фемиды, богини правосудия, чаша весов в руке представлена именно в состоянии равновесия.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 29.09.2025 |