Операторы обеспокоены паданием перевозок в крытых вагонах из-за конкуренции с автотранспортом. В связи с этим предложен ряд мер, направленных на выравнивание конкуренции с универсальными контейнерами и перевозками в тентованных фурах.
Одной из причин снижения перевозок в крытых вагонах названо охлаждение экономики в сочетании с ухудшением конъюнктуры внешних рынков. Это привело к значительному спаду перевозок на РЖД. В итоге в настоящее время на сети оказалось задействовано не более 3/4 от общего количества крытых вагонов.
"Сложившаяся ситуация простоя крытых вагонов оказывает негативное влияние на всех участников перевозочного процесса: доходы ОАО "РЖД" снижаются, а операторы оказываются не в состоянии обслуживать лизинговые платежи и поддерживать парк в рабочем состоянии в соответствии с нормативными требованиями. В результате вагоностроители сталкиваются с падением спроса и остановкой производства. Впоследствии, по мере восстановления перевозок и естественного выбытия парка, сформируется дефицит, который поднимет стоимость перевозок и снизит финансовые результаты грузоотправителей", – отметил представитель операторской компании.
РЖД проигрывает конкуренцию с автотранспортом
Кроме этого ситуацию усугубляет переориентации грузоотправителей с железнодорожного транспорта (крытые вагоны, полувагоны и платформы) на перевозки по автодорогам. Здесь представители операторского сообщества называют ряд факторов, которые, по их мнению, способствовали дисбалансам.
Среди них – низкие тарифы на проезд по системе "Платон". Они не позволяют поддерживать в нормативном состоянии дорожное полотно без привлечения дополнительных бюджетных средств, тогда как железнодорожные тарифы рассчитаны с учетом отчислений на строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры.
Кроме того – часть участников рынка автоперевозок могут использовать инструменты налоговой оптимизации, недоступные для железнодорожного транспорта.
Предлагаемые меры
Для восстановления перевозок крытыми вагонами и выравнивания конкуренции между видами транспорта источник, близкий к рынку операторских услуг, предложил ряд мер.
Они во многом схожи с теми, что были озвучены относительно регулирования рынка полувагонов. Но к ним добавлен еще ряд соображений.
Во-первых, предложено запретить работу незарегистрированных в установленном порядке иностранных автоперевозчиков в каботаже на территории РФ.
Во-вторых, повысить тарифы па перевозку грузов через систему "Платон" до уровня, сопоставимого с тарифом на железнодорожную перевозку грузов. При этом разницу между существующим и скорректированным тарифами – направить на субсидирование части лизинговых платежей по крытым вагонам (уполномоченным финансовым институтам).
В-третьих, проработать вопрос создания конкурентоспособных тарифных условий в отношении перевозок грузов в крытых вагонах и универсальных контейнерах на РЖД
В-четвертых, проанализировать систему управления парком крытых вагон вагонов при их перемещении в порожнем состоянии с целью сокращения непроизводительных порожних пробегов, сортировочных работ и управляемости перевозочного процесса с равным доступом всех участников к инфраструктуре. Это должно помочь выработать сбалансированные ценовые и технологические условий по оптимальному использованию провозных мощностей РЖД.
Железнодорожные операторы полагают неестественным то, что автоперевозчики выигрывают конкуренцию с РЖД на дальнем плече. На коротких расстояниях (до 500 км) это вполне допустимо. Но когда дальнобойщики переключают грузопотоки на расстоянии 1000-2000 км и более, это указывает на дисбалансы, которые должны вызывать беспокойство регуляторов.
Автотранспортники не согласны
Отраслевые эксперты в свою очередь обратили внимание на другие факты. В частности, руководитель отдела маркетинга ООО "Неруд Центр"/SOLBER Екатерина Никитина указала на признаки кризиса в автотранспортной отрасли. И привела такие оценки: до 50% перевозчиков могут покинуть рынок из-за стоимости лизинга (27% годовых). Уже в 2025 году банки вернули 17 тыс. грузовиков, что эквивалентно целому автопарку. Последствия – рост цен на доставку и дефицит транспорта для региональных поставок.
Представители железнодорожных операторов парировали в ответ: новые траки, которые вернули лизинговым компаниям, поступили в оборот как вторичный парк. В результате предложение превысило спрос. Автоперевозчики оптимизировали свои расходы и снизили ставки.
Однако практика показала, что указанный тренд в августе утратил актуальность. Он проявился весной и в начале лета. Однако в дальнейшем ставки дальнобойщиков выросли. И виновата в этом оказалась ситуация на РЖД, где перевозчик создал такие условия, при которых приоритет отдавался сетевым полигонным технологиям, в которых был усилен акцент на отправки длинносоставных поездов и перегоны порожнего парка технологическими маршрутами.
Иными словами, по ряду причин мелкие отправки (повагонные и небольшими партиями) усложнились. Это больно ударило по перевозкам тарно-штучных и паллетированных грузов. Соответственно регулировать целесообразно политику железнодорожного перевозчика, а не усиливать давление на рынок автоперевозок. Последний сам себя достаточно гибко регулирует.
На это, кстати, обратили внимание и в депутатском корпусе. В частности, руководитель фракции "Справедливая Россия – За правду" в Госдуме ФС РФ Сергей Миронов призвал кабмин не разгонять инфляцию поборами на автодорогах.
По его словам, эксперты НИУ ВШЭ по заказу структуры Росавтодора разрабатывают концепцию по расширению системы "Платон" на региональные и муниципальные дороги. Такое расширение "Платона" – это способ переложить на граждан обязанность государства по ремонту дорог. Формально сбор будет взиматься с грузоперевозчиков, а по факту расходы оплатят потребители товаров. Сейчас в рамках этой системы большегрузы платят за проезд по федеральным трассам.
"В Минтрансе говорят, что окончательное решение не принято, но "концепция" должна быть готова к декабрю, и я не исключаю, что к Новому году грузоперевозчиков ждет такой "подарок". Напомню, что у нас более 70% всех товаров – от продуктов питания до стройматериалов – перевозится именно авто транспортом. Перевозчики заложат новые расходы в стоимость доставки, их заказчики – в стоимость грузов, и конечные цены вырастут", – предупредил С. Миронов.
"Инфляция растет, и нынешнее сезонное затишье очень скоро может смениться новым скачком цен. К этому располагают и выросшие тарифы ЖКХ, и растущие цены на бензин, и по-прежнему высокая ключевая ставка ЦБ. Добавлять в этот снежный ком еще один фактор роста цен – недопустимо и безответственно", – подчеркнул С. Миронов.
Напомним, что вопросы, связанные с работой компаний-операторов на сети РЖД, будут рассматриваться на конференции "Операторский бизнес: экономика, качество, технологии", которая состоится 18 сентября 2025 года в г. Москве (отель "Золотое кольцо", ул. Смоленская, д. 5). Организатор – редакция журнала "РЖД-Партнер". Помимо офлайн-формата возможно онлайн-участие.
В рамках конференции пройдут три дискуссии. Первая посвящена технологии работы на сети РЖД при всех имеющихся сейчас ограничениях. Вторая – экономике работы операторов и грузовладельцев. Третья – правовой основе деятельности операторов.
Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы конференции.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 10.09.2025 |