20-04-25 / 2025
Новости отрасли
Сборные грузы – вершина логистического искусства. Пора штурмовать

Около 30% всех почтовых отправлений за год перевозится по железной дороге

К каждому новому проекту холдинг "РЖД" старается найти индивидуальный подход – будь то небольшой бизнес или крупный холдинг, во внутрироссийском и международном сообщении.

Клиенты обращаются с различными запросами, порой нестандартными, которые требуют индивидуального подхода и разработки персональных технологий работы. Ярким примером является сервис, который железнодорожники реализовывают совместно АО "Почта России" – регулярное курсирование почтового контейнерного поезда "Россия" по маршруту Владивосток-Москва-Владивосток.

Сервис ориентирован на обеспечение перевозок почтовых отправлений, а также коммерческих сборных грузов. Главной особенностью такой транспортировки являются расписание и технология, предусматривающие возможность отцепки и прицепки фитинговых платформ с контейнерами на станциях крупных городов вдоль Транссибирской магистрали – Хабаровск, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург и Казань.

Юрий Юрьев,

руководитель дирекции по развитию железнодорожных

и контейнерных перевозок АО "Почта России"

– "Почта России" – давний партнер РЖД. Что такое почта сегодня? Какова роль железнодорожных перевозок в работе почтовой связи?

– "Почта России" сегодня – это прежде всего логистическая компания. Наш главный заказчик – это семьи, люди, живущие в мегаполисах и далеких поселках за полярным кругом. Если, например, спросить: какой для вас образ почты, какие ассоциации возникают? Что ответите? Самый распространенный ответ, который мне дают на этот вопрос: это почтальон, почтовые отделения. Да, именно это перед нашими глазами. Это, можно сказать, интерфейс. Сейчас, правда, многие люди с мобильным приложением имеют дело. Но тем не менее основа работы – это логистика. К каждому почтовому отделению, как мы говорим, протянут почтовый логистический канал. Без него отделение связи – это просто помещение, квадратные метры. Почтовая технологическая основа – это сетевой логистический организм, можно сказать, нервная система, ниточки, которые связывают регионы, города, районы.

Почтовая логистическая система включает в себя тысячи партнерских компаний и собственные активы. Мы сами владеем и управляем примерно 60 магистральными сортировочными центрами, 13,5 тыс. автомобилей. У нас есть свои самолеты: два борта Ту-204, и своя курьерская служба. Есть даже свой речной транспорт. Доставка почты по железной дороге выполняется в 569 багажно-почтовых вагонах. Дополняем возможности рыночными мощностями, используем для ежедневной работы более 1200 авиарейсов, более 10 тыс. сторонних автомобильных маршрутов, морские линии.

Ежегодно "Почта России" принимает около 2,3 млрд бумажных отправлений и обрабатывает около 200 млн посылок. Каждому отправлению присваивается индивидуальный штрихкод, который отмечается на каждой логистической операции при приеме, в сортировочном центре, при погрузке и смене видов транспорта, по всей цепочке движения. Это гигантский объем данных, который постоянно пополняется, движется и обрабатывается. Реальное одновременное физическое движение потока отправлений и потока информации. В одном интервью обо всем не расскажешь…

Вернемся к физической логистике. Работа всей системы подчинена единому сетевому расписанию, в котором ключевая роль отведена работе магистральных маршрутов. Маршруты работают по четкому расписанию отправления и прибытия, перемещают почту между сортировочными центрами и другими почтовыми объектами. Это знакомо нашим коллегам – железнодорожникам, особенно тем, кто занят в пассажирском движении. До недавнего времени почта перевозилась по железной дороге в почтово-багажных вагонах, которые включаются в составы пассажирских поездов АО "Федеральная пассажирская компания". Однако эффективным как для нас, так и для железнодорожников оказалось формирование специальных почтовых поездов. В прошлом году исполнилось 10 лет нашему ежедневному поезду № 990/989, который курсирует между Москвой и Владивостоком, делая более 20 остановок для погрузки и выгрузки почты.

По железной дороге за год перевозится около 30% всех почтовых отправлений, в том числе и международных. Поэтому мы в значительной степени зависим от качества железнодорожной перевозки. Можно сказать, что каждая третья посылка, доставленная в срок, хранит тепло рук сотрудников холдинга "РЖД".

– Действительно, проходя мимо отделения почты, не задумываешься о существовании такой сложной логистической системы. Возникает вопрос: что сегодня по ней доставляется? Я не помню, когда сам наклеивал марку на конверт, да и посылки от бабушки ушли в прошлое.

– Конечно, с развитием электронных каналов связи и повышением мобильности населения почта в классическом понимании неактуальна в современной экономике. Настоящее и будущее связаны с доставкой именно коммерческих товаров. В первую очередь обслуживание интернет-торговли, пересылка отправлений с товарными вложениями. Это сервисы для населения, так называемые сегменты С2С и В2С. Но как показывает международный опыт, этого недостаточно. Залог устойчивого развития почтовой сети кроется в технологиях для бизнеса, для сервисов В2В-сегмента. "Почта России" не первый год инвестирует в это направление. На рынке уже хорошо зарекомендовали себя такие логистические продукты, как EMS PT, e-com маркетплейс, крупногабаритное почтовое отправление.

В число приоритетных стратегических направлений работы входит развитие доставки, так называемой коммерческой почты. Нашими клиентами уже стали торговые сети, маркетплейсы, производственные предприятия.

Массо-габаритные параметры почтовых отправлений растут, для их доставки требуются другие транспортные технологии. Здесь есть над чем поработать совместно с РЖД. При этом необходимо понимать, что рынок коммерческой логистики, логистики товаров народного потребления высококонкурентный, со своими устоявшимися правилами и критериями качества. В первую очередь это сроки доставки и уровень SLA – Service Level Agreement (соглашение об уровне качества услуг). Уровень SLA особенно важен. Он показывает, сколько процентов товарных отправлений доставлено в срок. Вы вряд ли попадете в список приоритетных логистов с SLA ниже 80%. Именно поэтому для доставки коммерческих партий, сборных грузов широко используется автомобильный транспорт. Преимущества его известны: высокая скорость – 500 км в сутки и возможность работы "дверь – дверь", без дополнительных перегрузочных операций.

Занять сильные рыночные позиции в сегменте доставки сборных грузов можно, имея в своем портфеле конкурентоспособные логистические продукты. В Продуктовой фабрике "Почты России" есть отдельное направление для этой работы.

Ежедневный почтовый поезд движется по расписанию, аналогичному для пассажирских перевозок. Это позволяет четко планировать и выполнять сроки доставки корреспонденции по всей сети

– Что вы вкладываете в понятие "логистический продукт"? Какой рецепт успешного рыночного продукта?

– При всей сложности и многообразии логистических решений и сервисов, наличии различных подходов к их классификации по ИНКОТЕРМС или PL-уровням, в своей основе логистический продукт – это магистральная доставка плюс дополнительные услуги. Хочу особо подчеркнуть, что именно магистральная доставка определяет базовые характеристики логистического продукта. Например, авиационная магистраль – это быстро, но вес и объем грузовой партии относительно малы, а морская линия позволяет перевозить одновременно значительные партии грузов, но скорость перемещения низкая.

В зависимости от вида груза и требуемой скорости доставки выбирается тот или иной вид магистральной доставки, тот или иной продукт. В чистом виде один вид транспорта почти никогда не применяется. Очень распространена мультимодальная магистральная перевозка. На наших с вами глазах в период пандемии и в текущих санкционных условиях существенно расширились комбинации различных видов транспорта внутри мультимодальных цепочек. В нашей практике использовался вариант магистрали "авто – авиа – железная дорога – авто" с хорошими контрольными сроками доставки и привлекательной ценой. И клиенты это хорошо принимают.

Теперь мы подошли к "рецепту успешного продукта". Безу¬словно, текущий тренд – заинтересованность клиентов в комплексных сервисах. Широкий спектр дополнительных услуг, включая услуги "первой мили", сортировки, таможенного оформления и отслеживания статусов доставки, очень важен, требует инвестиций и отлаженных бизнес-процессов. Ценность качества этих услуг обнуляется, если SLA магистральной доставки низкий. Поэтому основной ингредиент успешного продукта – конкурентная магистральная доставка по цене и качеству. Нормирование и отточенные операции работы всей, как говорят специалисты, end-to-end логистической цепочки – залог успеха.

– Какую вы используете железнодорожную магистраль для своих продуктов?

– Сегодня для доставки почтовых отправлений мы используем две магистральные технологии.

Первая – перевозка в багажно-почтовых вагонах. Это пассажирское движение. Как я уже рассказывал, основные объемы перевозим в ежедневном почтовом поезде № 990/989. На маршруте своего следования Москва – Владивосток – Москва поезд имеет 10 остановок для отцепки и прицепки вагонов в крупных городах, таких как Казань, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Хабаровск и др. На станциях этих городов у нас есть магистральные сортировочные центры (МСЦ) для обработки почтовых отправлений. К МСЦ привязано расписание автомобильных маршрутов, которые доставляют отправления в следующий МСЦ или в отделения почты. Поэтому очень важно, что поезд № 990/989 имеет расписание по аналогии с пассажирским поездом. Это позволяет четко планировать и исполнять сроки доставки корреспонденции по всей сети 40 тыс. почтовых отделений.

Вторая магистральная технология появилась в нашем арсенале в 2023 году. Это почтовый контейнерный поезд "Россия" (ПКП "Россия"). Потребность в создании такого сервиса возникла в связи с ростом веса и размера отправлений, о чем мы с вами говорили выше. В основе принципа организации его курсирования лежит опыт эксплуатации почтового поезда. Но ПКП "Россия" – это уже грузовое движение. Коллеги-железнодорожники создали уникальную технологию, которая сегодня называется "грузовой конструктор".

Перечислю главные новации: поезд курсирует по специально разработанному расписанию; имеет фиксированные дни недели и время отправления из Москвы и Владивостока; в расписании заложено точное время остановки поезда на железнодорожных станциях для отцепки и прицепки фитинговых платформ с крупнотоннажными контейнерами.

Разработка и внедрение новой технологии были выполнены в сжатые сроки. В совместной рабочей группе трудилось более сотни сотрудников центральных аппаратов РЖД и "Почты России", специалистов семи железных дорог и пяти макрорегионов "Почты России", работники линейных предприятий: почтовых магистральных сортировочных центров и автотранспортных предприятий, железнодорожных станций, грузовых терминалов и др. В проекте работает компания "ТрансКонтейнер", которая оперирует вагонами и контейнерами, выполняет терминальную обработку на ряде станций. В Московском транспортном узле поезда обрабатываются на ТЛЦ "Ворсино". На маршруте следования поезда грузовые операции с контейнерами выполняются на терминалах ЦМ. Благодаря усилиям ЦФТО, ЦД, ЦМ и других наших коллег первый тестовый поезд прибыл из Владивостока в Москву 1 апреля 2022 года и уже с июня 2022 года начались регулярные перевозки. Частота отправления поезда из Москвы во Владивосток в декабре 2023 года достигла четырех раз в неделю.

Клиентами сервиса стали федеральные торговые сети, производственные компании. "Почта России" перевозит в ПКП "Россия" крупногабаритные почтовые отправления. Важно отметить, что товарный поток был переключен с автомобильного на железнодорожный транспорт.

По итогам работы сервиса в 2022-2024 годах был накоплен ценный опыт. Совместно с коллегами из ЦД и ЦФТО бизнес-процессы были скорректированы, произошла адаптация сервиса под новые требования РЖД. С февраля 2025 года возобновляется курсирование с использованием доработанной технологии.

– В чем отличия этих двух магистральных решений? Не планируете ли вы отказаться от почтово-багажных вагонов в пользу более технологичных контейнерных перевозок?

С точки зрения железнодорожной перевозки две технологии – это два разных по своим свойствам магистральных продукта. Средняя скорость движения обоих поездов, почтово-багажного и ПКП "Россия", практически одинакова – около 1 тыс. км в сутки. Первое отличие – разный размер полезной грузовой емкости поездов: поезд № 990/989 может перевозить одновременно 1,5-2 тыс. куб. м грузов, а контейнерный в 2-2,5 раза больше. Второе отличие – длительность начально-конечных операций. Как правило, погрузка и подготовка к отправлению почтового поезда выполняются за восемь часов, а у ПКП "Россия" на это уходит двое суток. Разная конструкция подвижного состава – разная технология погрузки и выгрузки. Таким образом, товары, которые доставляются в ПКП "Россия", будут находиться в пути на 3,5 суток дольше (с учетом операций по разгрузке).

В обозримой перспективе мы не планируем отказаться от почтово-багажных вагонов. Для каждого их этих двух магистральных решений есть свои логистические продукты и товары. Для погрузки почтовых вагонов не нужны специальные контейнерные терминалы, достаточно грузовой платформы. То есть большая гибкость при выборе точки погрузки, но при этом сложности в применении средств механизации для выполнения операций погрузки/выгрузки.

Применение контейнера лучше с точки зрения сохранности груза, защиты от осадков и позволяет повысить уровень механизации грузовых операций.

Как показывает наш опыт, у каждого из этих решений своя целевая аудитория клиентов. Эти две технологии имеют большие перспективы. По нашему мнению, потенциал железнодорожных багажных перевозок сегодня не реализован и не раскрыт – еще непаханое поле для работы. Понимая это, мы в сентябре 2024 года запустили проект "Почтовый экспресс". Сфокусировали усилия на развитии доставки крупногабаритных почтовых отправлений именно в почтово-багажных вагонах. Приведу цифры. В июле 2024 года мы отправляли из Владивостока в Москву в среднем не более 30 почтовых вагонов в месяц. В декабре 2024 года было отправлено 115 вагонов, а в феврале 2025 года мы планируем отправить 300 вагонов. Как видите – кратный рост. Проект развивается благодаря поддержке коллег с Дальневосточной железной дороги. Была открыта новая точка погрузки на станции Уссурийск, усовершенствована технология обработки почтовых вагонов во Владивостокском узле, решен целый комплекс организационных вопросов.

Совместно с Дальневосточной железной дорогой был подготовлен принципиально новый трансграничный логистический продукт – доставка международных почтовых отправлений из китайского города Хуньчунь во Владивосток, Новосибирск и Москву. На новый сервис пришли товары не только из электронной коммерции, но и товары фешен-индустрии. Это пример эффективного сочетания двух видов магис¬тральной доставки (в грузовом и пассажирском сообщении) из Китая до Москвы за 12 дней с комплексом дополнительных услуг, включая таможенно-брокерские операции, услуги "первой и последней мили", перегрузы, сортировку и прочие дополнительные услуги.

Продолжаем работать по развитию логистических продуктов с применением двух магистральных технологий: багажной и контейнерной. Есть перспективные планы, видим потенциал динамичного роста по обоим направлениям.

– Сложные бизнес-процессы, требовательные клиенты и, очевидно, ценовая конкуренция! Зачем госкомпаниям заниматься такой хлопотной логистикой сборных грузов?

– Мы оцениваем емкость целевого рынка доставки сборных грузов более 1 трлн руб. Не весь этот объем можно переключить на железную дорогу, но речь идет про дополнительные доходы в сотни миллиардов рублей.

Идея по привлечению на железнодорожный транспорт товаров с высокой добавленной стоимостью не нова. Еще в 2014 году Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации оценивал объем контейнеропригодных грузов, которые перевозятся автотранспортом вдоль Транссиба, на уровне 1 млн ДФЭ в год. С этого времени много воды утекло и логистика поменялась, но точно есть за что побороться и потенциал весьма значителен.

Развитие сетевых логистических технологий для доставки сборных грузов предприятий малого и среднего бизнеса, как говорится, актуальная задача на все времена. Помимо чисто коммерческого интереса – это вклад в реализацию государственной политики по развитию высокотехнологичных производств, малого и среднего бизнеса, улучшению связанности территорий страны.

В майских указах 2024 года президента России В.В. Путина обозначен четкий вектор на развитие несырьевых обрабатывающих и высокотехнологичных производств, призванных снизить зависимость от импорта и способных успешно конкурировать на внешних рынках. При этом государственным приоритетом является стимулирование развития малых предприятий.

Приведу отдельные выдержки. В число целевых задач вошли: снижение доли импорта товаров и услуг в структуре ВВП до 17% к 2030 году; обеспечение к 2030 году прироста объема экспорта несырьевых и неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателями 2023 года; увеличение к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года за счет повышения уровня глобальной конкурентоспособности маршрутов; увеличение к 2030 году выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с уровнем 2023 года.

Выполнение этих задач требует развития логистических технологий, способных эффективно перемещать товары высокого спроса внутри страны и доставлять готовую продукцию на зарубежные рынки.

Ожидаем рост спроса на доставку относительно небольших товарных партий – меньше поезда, меньше вагона, меньше контейнера. Очевидно, что небольшие высокотехнологичные предприятия не смогут генерировать продукцию целыми поездными партиями. А накапливать готовые товары для укрупнения – это неэффективное замораживание оборотного капитала.

На фоне развития сети автомобильных дорог автотранспорт может стать основным бенефициаром роста. Вместе с тем РЖД и "Почта России" имеют опыт создания эффективных логистических решений, способных конкурировать с автодоставкой. Об этом подробно говорили выше.

Логичным шагом в этом направлении стало подписание 6 июня 2024 года на ПМЭФ между РЖД и "Почтой России" соглашения о сотрудничестве в области обеспечения перевозок почтовых отправлений, доставки грузов предприятий малого и среднего бизнеса, перевозки товаров народного потребления и других мелких партий грузов.

Объединив усилия и компетенции, мы можем вывести на рынок сетевой сервис для логистики сборных грузов. РЖД и "Почта России", по сути, – это логистический цех экономики страны. Наши основные конкуренты работают с автоперевозчиками. Наше преимущество – движение по расписанию, нормирование и оптимизация начально-конечных операций, то есть развитие концепции "точно в срок". Эта концепция работает. Мы это видим в проектах "Почтовый экспресс" и "ПКП "Россия".

С учетом сложности технологических и бизнес-процессов, высокой конкуренции можно сказать, что доставки сборных грузов – "венец" логистического искусства. Пора нам его примерить…

– Сегодня железнодорожная инфраструктура перегружена. Осложнен пропуск "обычных" поездов. Узкие места на слуху. Зачем РЖД заниматься сложными технологиями?

– Специалисты видят, с какими трудностями сталкиваются РЖД в своей ежедневной работе. У "Почты России" есть дочернее предприятие – Почтовая логистическая компания. Эта организация выполняет функцию логистического оператора, организует мультимодальную доставку почтовых отправлений и сборных грузов. Мы не на своем опыте знакомы с проблематикой загрузки инфраструктуры и планирования перевозок.

Поэтому при проработке нового сервиса вопросы эффективности всегда были в фокусе нашего внимания. Попробуем разобраться по порядку.

Первое. Для доставки сборных грузов нужна железнодорожная магистраль, работающая по расписанию.

Второе. Клиент не будет накапливать партию груза до размера поездной отправки, часто даже до размера контейнера.

Третье. Производства не всегда расположены в крупных мегаполисах, где есть достаточная грузовая база для организации регулярных, курсирующих с высокой частотой контейнерных поездов.

Сервис "ПКП "Россия" решает эти три задачи и является хорошим рабочим решением для привлечения на железную дорогу сборных грузов.

С точки зрения эффективности для РЖД отмечу следующее. Во время движения поезда по маршруту выполняются отцепки и прицепки групп вагонов с контейнерами. За счет этого в составе ПКП "Россия" перевозится больше контейнеров, чем в обычном контейнером поезде, который имеет постоянный состав вагонов от станции отправления до станции назначения. Еще один важный аспект: обрабатывать группы вагонов ПКП "Россия" эффективно на грузовых терминалах ЦМ, поэтому РЖД в рамках сервиса оказывают дополнительные услуги, включая: грузовые операции, автодоставку, мастер-погрузки и др. Статистика показывает, что это плюс около 10% к выручке.

Вопросы перспектив и эффективности совместных сервисов постоянно в проработке и в обсуждении. Накопленный опыт и имеющиеся успехи по проектам – залог достижения значимых результатов. Для координации совместной работы РЖД и "Почтой России" подготовлена дорожная карта, которая была утверждена генеральными директорами ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым и АО "Почта России" Михаилом Волковым.

Это важное событие открывает новые перспективы для реализации масштабных совместных проектов.

Наше преимущество – движение по расписанию, нормирование и оптимизация начально-конечных операций, то есть развитие концепции "точно в срок"


 

Источник Дата Наименование материала

Транспортно-логистический вестник РЖД

20.04.2025